Category: кино

Category was added automatically. Read all entries about "кино".

staraya_deva

Кино-78

«По версии Барни»Barney’s Version»). Очень хотела посмотреть этот фильм, впечатлившись романом. Нет, я знаю, что по-настоящему хорошие книги экранизировать нельзя. Но мне было очень любопытно, как эти киношники изобразят Барни, запавшего мне в душу – уж больно необычный персонаж. Человек, которого любят, «несмотря на». Пол Джамати (один из тех итальянцев, что вечно играют евреев) сыграл свою роль блестяще. Единственно что – я представляла себе Барни более привлекательным внешне. Разумеется, кучу прекрасного из книги повыкидывали (младшего сына, гениальную феминистскую линию, суд, примечания Майкла, в конце концов…) А этот дивный еврейский деятель, довольно потирающий руки при каждом антисемитском инциденте? Когда лейтмотивом через всю книгу – феерически смешно, а тут он показан лишь однажды – и никакого эффекта. Нам с Л. одновременно пришла в голову одна и та же мысль: соответствие фильма с романом точно такое же, как в случае «Невыносимой легкости бытия»: из очень хорошего романа выкинули две трети. Короче, не буду оригинальна: кино снято душевно, но читайте книгу.

«Корабельные новости»Shipping News»). Из списка на просмотр выбрали по двум соображениям: 1) Лассе Хальстрем 2) назло озверевшим любителям бойкотов поддержать Кевина Спейси. Ну что я скажу? Кевин прекрасен, Джуди Денч и Джулианна Мур тоже, а с Лассе пора завязывать, не мое. Ну снял он один чудесный фильм про Гилберта Грейпа – а больше мне у него ничего не понравилось. Книга, говорят, хорошая.

«Окно во двор»Rear Window»). Раз в пять лет, не без замирания сердца, я требую смотреть Хичкока. Насчет этого конкретного зря опасалась, фильм совершенно чудесный. Услада вуайериста к тому же (я уже признавалась, что люблю в чужие окна заглядывать?). Делюсь ссылкой на симпатичный обзор фильмов Хичкока. Кстати, ЖЖ сам мне его прислал (я ЖЖ люблю и он отвечает взаимностью: шлет хорошие посты). Цитата оттуда: если вам кажется, что вы видите в фильме Хичкока некий избитый прием/шаблон, знайте: скорее всего его придумал именно Хичкок и впервые использовал именно в этом фильме! Но я не спец в киноискусстве, и почему Хичкок не устаревает – не пойму. И вот еще забавная статья по поводу туалетов Грейс Келли. Что значит культовый фильм: даже барби в костюмы Грейс Келли нарядили. Еще в том посте есть ссылки на какие-то странные сущности под названием photo-editorials – это я так и не поняла что такое.

«Дама Пик». После сериала «Родина» на режиссера Лунгина пала тень автора, который якобы уже не очень понимает, что творит. На контрасте и на удивление «Дама Пик» — очень выверенное, собранное кино, в котором режиссер демонстрирует мастерство и бодрость духа. На самом деле это один из редких хвалебных отзывов на эту постмодернистскую экранизацию «Пиковой дамы». В основном критики недовольны, говорят, не использовал потенциал. А я ничего, с удовольствием посмотрела. Ксения Раппопорт в роли оперной звезды совершенно прекрасна. В рецензиях все время поминается «Черный лебедь», которого я не смотрела. А это Аронофски, который мне в свое время сильно не полюбился. Да, надо смотреть?
staraya_deva

Кино-77

«Однажды в Германии»Es war einmal in Deutschland…»). Правильно говорит Лолка: гибрид «Жизнь прекрасна» и «Мнения сторон». Оба фильма горячо любимые – но это как раз и мешает. Невольно же сравниваешь с прототипами, и сравнение не в пользу нового. К тому же трагикомедия на тему (пост)-катастрофы – опасный жанр: трудно не перейти грань в комической части. Здесь, на мой вкус, не удалось. При том, что смотрится картина с удовольствием, диалоги прекрасны, сюжет захватывает. Чтоб категорически не понравилось – так нет. Режиссер Сэм Гарбарски – вспоминаю... где же я видела это имя, совсем недавно? А… буквально предыдущий фильм, который мы смотрели, «Ирина Палм». Бывают же совпадения!

«Ирина Палм»Irina Palm») – даже упоминать здесь не буду пошлое название, придуманное картине русским прокатом. Фильм интересен неизбитым сюжетом (ну ладно, немного избитым, но не в главной своей части), и певицей Marianne Faithfull в главной роли. Я и понятия не имела, что она актриса тоже, знала ее как рок-звезду (у меня даже диск есть десятилетней давности) – а тут она просто сорвала банк. Замечательна метаморфоза ее героини: из скромной серой мышки в полную достоинства даму, личность, с которой считаются. Фильм искренний и честный, смешной там где надо, трогающий за живое, без грамма вульгарности, предполагаемой сюжетом. Который не шибко правдоподобен, но поскольку это заявляется заранее и так с чувством обыгрывается – не мешает. Спасибо Нине за рекомендацию.

«Виктория»Victoria»). По следам моего берлинского отчета jedynka спросила: Слушай, а ты видела «Викторию» Шиппера? Там же Берлин-Берлин. Не говоря о том, что просто очень мощный фильм. Соня в кино разбирается, так что мы к ней всегда прислушиваемся. А потом я много интересного прочла про эту картину. Оказывается, во всей истории киноискусства существует считанное количество фильмов, снятых in one single long take (переведите плиз это кто-нибудь на русский). «Виктория» – один из них, и ейный кинооператор был награжден серебряным медведем за Outstanding Artistic Contribution for Cinematography. Еще сообщается, что сценарий занимал 12 листов, а большинство диалогов были импровизацией. И строго указывается, когда и где происходили съемки: с 4:30 до 7:00 утра 27 апреля 2014 года, in 22 locations in the Kreuzberg and Mitte neighborhoods. Митте я там не очень признала, а Кройцберг – как раз тот самый Берлин, куда туристов не водят. Что до самого фильма – то этого жанра (heist film) я не любитель, к тому же многие эпизоды выглядят неправдоподобно (правда, я не очень хороший специалист по ограблениям), однако критики довольны. Вот, например: "Victoria's single-take production is undeniably impressive, but it's also an effective drama in its own right — and one that juggles its tonal shifts as deftly as its technical complexities." Ну, в общем, как до меня профана – то хороший фильм, но за душу не тронул. В отличие от следующего.

«Звезда». Этой режиссерши (Анны Меликян) мы смотрели «Про любовь», и то было очень славное кино. Впечатлил стиль: яркий, легкий, с юмором и изюминкой, и великолепные съемки. В фильме «Звезда» есть все то же и намного больше: он цельный и трогает за живое. Персонажи столь же далеки мне по духу, как в «Виктории» – а в конце вдруг оказывается, что ко всем этим чуждым личностям (вот просто ко всем!) испытываешь сочувствие. Тут тоже (как и в "Ирине") мелодрама еще та, но не зря же Меликян сравнивают с Альмодоваром – умеет она это подать так, что скушаешь не моргая. Юмор, опять же, прошивающий весь фильм, и нетривиальный финал. Очень люблю такие картины: ироничные, но теплые и светлые одновременно. Вот неожиданные подробности про две главные женские роли. Кастинг на главные роли проходил полтора года. Исполнительница главной роли Тина Далакишвили – не профессиональная актриса. Анна Меликян пригласила её на роль, посмотрев фильм «Любовь с акцентом». Северию Янушаускайте из Литвы режиссёр сначала увидела на фотографиях. Когда актриса приехала на кастинг, была утверждена в тот же день, без долгих проб. Для обеих актрис русский язык – не родной. Обеим для съёмок пришлось подтягивать знание языка и зубрить все реплики наизусть для правильной артикуляции. Обе роли были переозвучены. Спасибо reut и simona_miller за рекомендацию.
гармошка

Кино-76

«Семейка Тененбаум»The Royal Tenenbaums»). Уэса Андерсона можно любить только за стиль, ни на кого не похожий, и за графику. Но нам этого мало. Я у него видела «Отель Гранд Будапешт», «Королевство полной луны» и «Дарджилинг Лимитед». Последние два не понравились, от первого в восторге. Так что пришлось пытать сведущих людей: «Тененбаумы» они как «Королевство» или как «Будапешт»? Ответили «как Будапешт» и не ошиблись! Больше того, именно здесь, мне показалось, Уэс впервые примерил своим героям форму служащих отеля и увидел, что это хорошо. Английская Википедия посвятила Тененбаумам не одну страницу, и все я с упоением прочла. Десятка три, не меньше, критиков, докторов, профессоров и академиков изучило картину что твоего Достоевского. Исследуют принципы композиции (книга с главами, пролог, эпилог), изучают лексические особенности и даже символику шрифтов, используемых для характеристики персонажей. Анализируют источники (фильмы Луи Малля и Орсона Уэллса, развод родителей режиссера, творчество Сэлинджера), рассуждают о функционировании неблагополучной семьи, жизни в фарватере утраченных иллюзий, ностальгии и ее символическом выражении в фильме, и т.д. и т.п. То есть все оказывается гораздо серьезней, чем кажется на первый взгляд. А и правда, сюжет впору втиснуть в роман (сериал), а тут всего-то два часа. Надо отметить своеобразный абсурдного толка юмор и ненавязчивую иронию, сопровождающие весь фильм, и замечательный саундтрек, основанный на рок-музыке 1960-1990 годов. Причем каждому персонажу сопутствуют свои персональные музыкальные инструменты. А моделью для Марго, оказывается, послужила певица Нико, нежно любимая мною в юные годы. Еще мне очень импонирует еврейский колорит этой слегка-еврейской эксцентричной семейки. Фильм не раз занимал места во всевозможных рейтингах. А вот уж совсем удивительное: The Tenenbaums' style has been cited as an influence in fashion design, and Margot Tenenbaum has been described by Vogue as the "muse of the season" for Spring/Summer 2015 collections.

«Аритмия». Художественные достоинства этого фильма не бросаются в глаза, если не считать выдающейся актерской игры. Впрочем, так, видимо, и задумано. Потому что здесь все как в жизни: герой и антигерой, любовь и презрение, надежда и безысходность неотделимы друг от друга. Фильм заставляет задуматься (меня, по крайней мере). Вот, к примеру, финал: он светлый-жизнеутверждающий, как поняли его многие? Или безнадега на-хвосте-мочало-начинай-сначала, как поняли его мы с Л.? Или вот какой вопрос. У врача скорой помощи времени абсолютный дефицит – этой проблеме, собственно, чуть ли половина фильма посвящена. И вот он спасает девочку, получившую серьезные ожоги. А вот – стайку омерзительных бандитов, перерезавших друг друга. Жизнь этих бандитов не менее ценна для врача, чем жизнь девочки, и так по идее и должно быть. А должно ли? Возвращаясь к игре актеров – Александра Яценко и Ирины Горбачевой: она действительно замечательная. Очень живой, психологически точный, житейски честный фильм. Если и не шедевр, то очень хороший.

«Голгофа» («Calvary). В прошлый раз героем выпуска был Мартин МакДона, и по такому случаю мы вспомнили о его кузене, снявшем «Однажды в Ирландии». А я вспомнила, что на пыльном складе моих черновиков завалялась эта «Голгофа», которая нам никак не глянулась, и надо бы сообщить об этом для отчетности (чтоб кузенов не путать).

«Смерть Сталина»The Death of Stalin») Не то чтоб маст для просмотра – но любопытно. А иностранцам (для кого и было снято) – вообще должно быть полезно и познавательно. Да и мне тоже не повредило: какие-то моменты истории напомнило, а каких-то я и вообще не знала. Особенно на Хрущева было любопытно взглянуть по-новому. Неожиданно для такого сюжета глазами иностранцев, клюквы развестистой не шибко много. Актеры отличные. Почему в России запретили показ фильма – бог весть.

П.С. Я все еще про Тененбаумов. В процессе съемок птицу Мордехая изловил некий гражданин Нью Джерси и потребовал выкуп. Режиссер платить и не подумал, а заменил ее на другую, светлее мастью. Да, а вы наивные думали, что Мордехай и правда поседел за время странствий? Эпитафия на могиле главного героя пусть нас тоже не обманет: "Died tragically rescuing his family from the wreckage of a destroyed sinking battleship."
travel

Германия-2018: нам пишут

Получила два замечательных отклика на свою писанину: про Берлин и про Майсен.

1. Берлин.

Знаток Берлина ulitsky с командой расшифровали-таки люк до конца!



По часовой стрелке, начиная от телебашни: 1) Рейхстаг, 2) полый зуб + помада + пудреница, 3) Олимпийский стадион, 4) Бундесканцелярия, где заседает Меркель, 5) колонна Победы, 6) Бранденбургские ворота.

Берлин наш!
Collapse )

staraya_deva

Кино-75

«Темные времена» ("Darkest Hour»). Сначала был полный восторг: историческая познавательность, отличная кинематография – и великолепно переданная атмосфера вот этого «Самого темного часа» (кстати, отличное название оригинала, неясно, зачем его было менять в русском переводе). Сломался кайф на негре в метро. Вот сдался он Райту в Лондоне 1940 года – исторической достоверности ради, не иначе. Ну и тут сразу чары спали, белые нитки полезли наружу: что за опереточно-популистская сцена в подземке? правитель идет в простой народ искать мнения, ах. (Совсем некстати в последнее время обострилась во мне эта вредная аллергия на политкорректность; скоро совсем нечем дышать будет.) Возвращаясь к нашим баранам: за исключением этого метро, исторически и в самом деле очень интересно. Галлиполи (не знала, что Черчилль в нем виноват), Дюнкерк, король Георг VI, знаменитая речь «Мы будем сражаться на пляжах» (да, фильм «Дюнкерк» надо посмотреть). С королем смешно получилось. Во-первых, не заикается, во-вторых, ничего общего с лапочкой нашим Колин-Фиртом. При ближайшем рассмотрении оказалось, что именно Бен Мендельсон как две капли воды похож на настоящего Георга VI (а вовсе не Колин). Так что теперь мне не очень понятно, из каких соображений Колин Фирт был выбран для (прекрасного во всех остальных отношениях) фильма «King's Speech». К слову о похожести, вот интересный пост про то, как Олдмена превращали в Черчилля.

«Три биллборда на границе Эббинга, Миссури»Three Billboards Outside Ebbing, Missouri»). Отличное кино, одно из лучших, что я видела в последнее время. А знаете, почему? Что именно отличает его от других? Вот что: здесь нет ни одного персонажа, однозначно хорошего или однозначно плохого. Вот, казалось бы, типаж. Ан нет! неожиданный поворот сюжета – стереотип порушен. Такое впечатление, что режисер все нарочно просчитал, озаботившись этой неоднозначностью. Фрэнсис МакДорманд (нежно любимая) и черный юмор высшего качества, конечно, сразу напомнили о братьях Коэнах. И вот только сейчас я поняла, насколько Коэны и Мартин МакДона(х) схожи по стилю. Проследив за несколькими дискуссиями вокруг фильма, с удивлением заметила, что отдельные личности не видели «Залечь на дно в Брюгге» («In Bruges»). Да вы что, люди? Бегите смотреть!

«Выпускной»Graduation»). Смотрели по рекомендации Маши sumka_mumi_mamy – на ее рецензию и сошлюсь. Хороший фильм. Румынский кинематограф вообще хороший, что-то в нем родное и близкое моей натуре – атмосфера пост-социализма, наследие советского прошлого? А всех румынских режиссеров зовут Кристианами. Этот – Кристиан Мунджиу (и «4 месяца, 3 недели, 2 дня» тоже был его), «Сьерра-Невада» – Кристи Пую, и есть еще.

«О теле и душе» («On Body and Soul»). Какое счастье, что мы не выключили телевизор через 20 минут! Там, видите ли, на бойне сюжет разворачивается. Корову забивают, режут на части, все это в больших подробностях. Легко было себе представить, что ожидает зрителя в последующие полтора часа. Обман! В результате оказался чудесный, тонкий и светлый фильм. Про любовь, про родство душ, про хрупкость человеческих отношений. Не без юмора. Мое любимое место: «вы уже нашли то, что искали?». Вообще психологиня шикарна и все, что связано с ней. Не обошлось без нестыковок (детский психолог не знает, есть ли у его пациентки домашние животные, хаха) – но мелочи, мелочи. А песня какая в конце? В общем, как начнут резать корову – закройте глаза и открывайте минут через десять. Остается только догадываться, зачем эта корова понадобилась режиссеру. У меня, честно говоря, не получается.
staraya_deva

Кино-74

«Ночной поезд до Лиссабона»Night Train to Lisbon»). Никак не могла сформулировать, почему всем нравится этот фильм, а мне как-то так. Смотрела ж с удовольствием, оторваться не могла. О, нашла! Немного длинно, но все по делу. В четверг эклектичная программа берлинского конкурса подарила нам поездку на "Ночном поезде в Лиссабон" на полвека назад – во времена, когда в Португалии диктаторствовал Салазар, а в кино – жестокие мелодрамы на социально важном материале. [Spoiler (click to open)]В этих мелодрамах события развивались быстро и сцеплены были расследованием, которое неизвестно почему предпринимал человек из современности: случайно находил некий документ, отправлялся по его следам и открывал нам крутую сцепку человеческих судеб на фоне исторических катаклизмов. И вот одинокий профессор на мосту в Берне спасает от самоубийства девушку, приводит ее к себе на лекцию, но она необъяснимо исчезает, оставив плащ, книжку поэта и врача Амадео де Прадо, а также билет на поезд, отходящий в Лиссабон. Почему профессор готов на этом основании все бросить и, сломав все планы, отправиться в далекий Лиссабон, спрашивать не надо – это такой условный ход-сцепка, какие были в ходу полвека назад. Почему в Лиссабоне ему попадаются только нужные для расследования люди – тоже понятно: для простоты изложения. С самого начала ясно также, что в финале убежденный одиночка найдет свое счастье - такие были в том кино правила игры. А портрет Амадео в книжке не оставляет сомнений в том, что нас ждет история роковой любви. Но клубок событий времен Сопротивления в этом "Поезде" завязывается такой, что сделает честь Хичкоку. Добавлю недоуменное: ну и как можно было пренебречь таким вот лапочкой Амадеу? В Саламанку какую-то поехала, к каким-то непонятным друзьям. Тут уж не полувековой , а самой что ни есть полуторавековой давности тургеневская девушка. Кстати, большинство зрителей считают, что Амадеу до Праду (врач, писатель и красавчик) – реальная историческая личность. А он как раз нет, всего лишь персонаж – но видать, очень убедительный. При всем при этом нельзя отрицать достоинства фильма: много милого моему сердцу Лиссабона, исторически познавательно, смотрится на едином дыхании. Так что где-то и грех жаловаться, не все ж тебе артхаус.

«Третья звезда»Third Star»). На сайтах 90% восторженных отзывов, а остальные жалуются, что скучно. Мне скучно не было – но показалось плоским и предсказуемым то, что по идее должно быть глубоким (все же не массовый фильм). Вроде должно выжать слезу – а не выжимает, несмотря на Беничку.

«Джульетта» («Julieta»). Фильм снят по циклу из трех рассказов Элис Манро из сборника «Беглянка». Альмодовар перенес место действия из Канады в Испанию (так что правильней бы «Хулиета») и добавил кой-чего своего. В отличие от предполагаемого зрителя, я читала оригинал. Поэтому жанр триллера прошел мимо меня (а жаль!), и кроме того, я невольно сравнивала экранизацию с источником. Такое впечатление, что Альмодовар расставил точки над «i», которых не предполагалось в оригинале – за счет многоточий, которых практически (по сравнению с оригиналом) не осталось. В результате совершенно жуткая и мистическая история трансформировалась в более или менее логичный сюжет. Не было у Манро пустых открыток и день-рожденных тортов, не было подсказок со стороны других персонажей, ни тем более дающего надежду финала – одно только неизбывное чувство вины героини, без вины виноватой. Мне, честно говоря, с альмодоваровской версией даже как-то и удобнее жить – но чары оригинала пропали. Злые чары – но все ж на дороге не валяются. В общем же, фильм мне понравился. Ведь что нам давали в последнее время? «Разомкнутые объятия» – ужас-ужас, «Кожа, в которой я живу» – не ужас-ужас, но на грани. «Любовники пассажиров» – я не смотрела, но говорят, что снова ужас-ужас. «Джульетта» по сравнению со всем этим – очень достойная картина, да и не только по сравнению. Может, это вектор по направлению к следующему шедевру, которых у маэстро было и, надеюсь, еще будет.

«Снежный пирог»Snow Cake»). Вот это чудный фильм! Спасибо огромное z_u за рекомендацию. Есть тут это все: и волшебство, и непредсказуемость, и недосказанность, и несладкая доброта. Не говоря о трех великолепных актерах (Алан Рикман, Сигурни Уивер и Кэрри-Энн Мосс). Особенно удивительна Сигурни Уивер в роли аутистки – похоже, студентам-медикам можно демонстрировать в качестве наглядного пособия (наряду с «Человеком дождя»). Вычитала вот что: готовясь к роли, Сигурни тщательно изучала сюжет, много общалась с аутистами. А Рикман, напротив, ничего по теме не читал, чтоб его персонаж получил натуральный шок при встрече с Линдой. Опять же (как и в «Лиссабоне»), станиславское неверю женщине Мэгги, пославшей лапочку Рикмана, остальное все отлично. Режиссер Марк Эванс – он снял что-нибудь еще? Если столь же хорошо – я бы посмотрела.
гармошка

Michel Sardou – Le figurant (2017) Статист

Рассказав в конце лекции про Сарду о его прощальном турне, я почему-то не сообразила, что новые песни с последнего альбома уже доступны для прослушивания. И вот послушала, и в одну из них просто влюбилась. Посвященную всем тем, кто остается в тени кинозвезд. Ну или просто – всем, кто остается в тени. Конечно же, добавлю ее к своей лекции – а пока что давайте ее послушаем.



В песне упоминается куча актеров. Некоторые опознаются без проблем, какие-то названы только по имени, какие-то по прозвищу. А некоторые просто не на слуху у русскоязычного кинозрителя. Поэтому на всякий случай даю тут список актеров, упомянутых в песне:

Жан-Поль Бельмондо
Ив Монтан
Сильвестер Сталлоне
Софи Марсо
Бурвиль
Миу-Миу
Жан Габен
Лино Вентура
Брюс Ли
Бернар Блие
Мишель Серро
Венсан Линдон
Жан Пуаре

Про Франсуа же Пиньона, который, как оказалось, не актер, читайте здесь.

Концовка очень эффектная у песни – она-то, мне кажется, и делает ее. Дело в том, что тот «я», который в «Paris brûle-t-il» выпрыгивает из грузовика и гибнет под пулей – на сей раз и правда Мишель Сарду. Юный Мишель, в молодости подрабатывавший в киномассовках, помимо прочих, снялся и в известном фильме Рене Клемана «Горит ли Париж?». Да, это он на фото с сигаретой, 19 лет юноше.

sardou-figurant

Collapse )
staraya_deva

François Pignon

При переводе одной песни на тему кино (скоро услышите) я наткнулась на имя Франсуа Пиньон. Звучит довольно знакомо, но ничего конкретного не вспоминается. Наверное, какой-то актер, – подумала я и полезла проверять в Википедию. Результат оказался неожиданным и хорошо так меня развеселил. Поскольку Викистатья имеется только на французском, спешу поделиться находкой.

Есть такой французский режиссер и сценарист Франсис Вебер – да вы его знаете: «Высокий блондин в черном ботинке», «Игрушка», «Невезучие», «Ужин с придурком» – вот это все. И в каждой его комедии (а наснимал он немало) есть персонаж – такой наивный простак и чудик, «маленький человек», часто неудачник, вечно влипающий в разные нестандартные ситуации. И зовут этого чудика либо Франсуа Перрен, либо Франсуа Пиньон.

pignon2

Начал Вебер с Перрена (1972) и развлекался с ним до 1981 года. За исключением 1973 года, когда Франсуа Перрен уступил место Франсуа Пиньону. Первым Пиньоном имел честь быть милый моему сердцу Жак Брель в «Зануде» Эдуардо Молинаро (1973). С 1974 по 1981 Франсуа Перрен снова правит бал, затем его сменяет Пиньон, и т.д. и т.п.

Вот список веберовских Франсуа с сыгравшими их актерами (во всех этих фильмах Франсис Вебер сценарист, а примерно в половине – режиссер):

François Perrin
• Le Grand Blond avec une chaussure noire (1972) : Pierre Richard
François Pignon
• L'Emmerdeur (1973) : Jacques Brel
François Perrin
• Le Retour du grand blond (1974) : Pierre Richard
• Le Jouet (1976) : Pierre Richard
• On aura tout vu (1976) : Pierre Richard
• Coup de tête (1978) : Patrick Dewaere
• Cause toujours... tu m'intéresses ! (1979) : Jean-Pierre Marielle
• La Chèvre (1981) : Pierre Richard
François Pignon
• Les Compères (1983) : Pierre Richard
• Les Fugitifs (1986) : Pierre Richard
François Perrin
• Le Jaguar (1996) : Patrick Bruel
François Pignon
• Le Dîner de cons (1998) : Jacques Villeret, et au théâtre Daniel Hanssens (1993), Dany Boon (2007), Régis Laspalès (2009), Геннадий Хазанов
• Le Placard (2001) : Daniel Auteuil
• La Doublure (2005) : Gad Elmaleh
• L'Emmerdeur (2008) : Patrick Timsit (également sur scène à Paris en 2005-2006)
• Cher Trésor (pièce de théâtre, 2012) : Gérard Jugnot
• Le Placard (adaptation théâtrale, 2013) : Élie Semoun

Вот три Пиньона на фото: Жак Брель, Жак Вильре и Гад Эльмалех

pignon1

Франсис Вебер: «Почему я решил назвать его Франсуа Пиньоном? Не знаю. Наверное, мне просто понравилось имя, и с течением времени я начал считать его чем-то вроде талисмана. По крайней мере этот Пиньон занимал больше места в моей жизни, чем большинство реальных людей, которых я встречал. [...] Будь он самоубийцей в «Зануде», неудачником в «Невезучих» или придурком в «Ужине», он всегда оставался тем же маленьким человеком, попадавшим в ситуацию свыше его разумения и умудрявшимся выпутаться из нее помимо своей воли».

Кроме вышеперечисленных, были у Франсиса Вебера еще Франсуа и Франсуазы (ну а правда, чего заморачиваться?)

• Appelez-moi Mathilde (1969) : Michel Serrault (François)
• Il était une fois un flic (1971) : Mireille Darc (Christine, alias Françoise)
• Le Magnifique (1973) : Jean-Paul Belmondo (François Merlin)
• La Valise (1973) : Mireille Darc (Françoise)
• Les Séducteurs (1980) : Lino Ventura (François Quérole)

Видите, в фильме «Жил-был полицейский» Франсуаза, она же Кристина? Оказывается, Франсуаз (женщин) у Вебера всего две (не пошли), зато в товарных количествах имеются Кристины:

Кристины

• Mireille Darc dans Il était une fois un flic (1971), Le Grand Blond avec une chaussure noire (1972) , Le Retour du grand blond (1974) et Le Téléphone rose(1975)
• Jacqueline Bisset dans Le Magnifique (1973)
• Miou-Miou dans On aura tout vu (1976)
• Annie Girardot dans Cause toujours... tu m'intéresses ! (1979)
• Anny Duperey dans Les Compères (1983)
• Alexandra Vandernoot dans Le Dîner de cons (1998), Le Placard (2000) et Cher Trésor (pièce de théâtre, 2012)
• Kristin Scott Thomas dans La Doublure (2006)

Ну и еще пара любимых фамилий – это так, фильма на три, максимум на пять.

• Campana – 3
• Letellier – 2
• Lucas – 3
• Milan – 5
• Toulouse – 2

А еще есть такой актер – так, не запутаться! – Франсис Перрен (да-да, это его настоящее имя). В 1986 г, снимаясь в фильме Le Débutant, он предложил назвать своего персонажа «François Veber». И назвали.

И по-моему, все вышеописанное совершенно прекрасно.
staraya_deva

Кино-73

«Джули и Джулия» («Julie and Julia»). Смотрели из-за Норы Эфрон, которая здесь режиссер. «Вам письмо», «Неспящие в Сиэттле», «Когда Гарри встретил Салли» (тут только сценарий, но все равно) – достаточно солидный набор, чтоб соблазниться на любой другой ее фильм. Ну, и народ хвалил (впрочем, народ чего только не хвалит). Таки это кино тем в подметки не годится. Во-первых, Мерил Стрип играет примерно ту же самую Флоренс Фостер Дженкинс, что впечатлила меня пару месяцев назад – и вторая кажется уже лишней. Мерил, конечно, не виновата, что я эти фильмы смотрела в обратном порядке, но ужимки и прыжки ровно те же. А во-вторых, сюжет, прямо скажем, не столь волнующий, как в остальных перечисленных фильмах, интрига слабовата. Или это даже во-первых.

«Тони Эрдманн»Toni Erdmann»). Чувства смешанные. Снято легко, с юмором, с подтекстом, смотрится с удовольствием. Очень понравилась главная героиня – игра и особенно типаж. Совершенно незабываема голая вечеринка. Однако что-то в сюжете кажется фальшивым. То ли долготерпение коллег и друзей к навязчивому провинциальному шутнику (кто-то из них даже принимал его всерьез – ну прям!), то ли предполагаемый хеппи-енд? Казалось бы, финал открытый – и это есть хорошо. Но то, что в последней сцене Инес примеряет на себя эти ужасные зубы – вроде бы уже этот финал и закрывает? Что, удалось отцу-затейнику спасти свою дочь от бездушного бизнеса и рабской жизни? Не верю.

«Сьераневада» («Sieranevada»). Очень странная картина. Режиссер – Кристи Пую, основоположник и лидер «новой румынской волны». В квартиру советского образца набилось нереальное количество родственников, собравшихся на поминки. Судя по количеству персонажей, трехкомнатная (так критики пишут) квартира кажется то ли резиновой, то ли гостиницей (ощущение, что комнат этих много больше, но кто считал?). И персонажи все прибывают и прибывают. Как они все поместились в одной квартире и в трех часах фильма – сама не понимаю. Родственники ведут бесконечные разговоры о том, о сем (оживляемые рассуждениями о преимуществах жизни при коммунизме и конспирологическими теориями об 11 сентября и проч.), ничего не происходит, и вся компания (привет Бунюэлю) никак не может поесть. Почему-то смотреть это нескучно. Чтобы понять, почему, пришлось почитать немного критики (а ее много, и вся восторженная). Собственно, вот. Саморазвивающаяся стихия «Сьерыневады» втягивает зрителя в экранное пространство, предоставляя ему столь же равноправное место, как и шестнадцати персонажам (ага, кто-то считал!). Свободно струящиеся фрагменты присутствия персонажей, как бы случайность диалогов, реакций, параллельных сюжетов структурированы здесь гибкими, но едва ли не металлическими конструкциями монтажа. И та же простота в основе стилистики этой картины, продолжающей фирменный для румынской "волны" псевдодокументальный тон. Отдельно хочу отметить звуковое сопровождение. Оно идет радиофоном, как бы отдельно от происходящего в квартире, и это двухголосие почему-то особенно меня завораживало. Еще удивляет странный ход с названием: К Сьерра-Неваде (слово намеренно написано с двумя ошибками) фильм не имеет категорически никакого отношения, установить эту смысловую связь – работа зрителя. Это из рецензии Антона Долина. Интересно, критик не разгадал, автор сам не разгадал, а зритель – разгадай?

«Сломанные крылья»Broken Wings»). Этот давний фильм Нира Бергмана (2002 год) я обещала себе посмотреть после очаровавшей меня «Внутренней грамматики», и тут тоже не была разочарована. То же внимание к деталям, та же четко продуманная композиция (в данном случае о причине смерти отца мы узнаем в самом конце фильма, и это заставляет заново переоценить все, что мы видели раньше), та же абсолютно достоверная игра – всех-всех-всех. В Википедии – неординарно теплая, неравнодушная и прочувствованная статья с подробным анализом критики, и я их понимаю. Я старый солдат, и слезы на глаза мне наворачиваются не часто (уж и не припомню, когда в последний раз кино послужило тому причиной). Может, оно там и мелодрама, и не великий фильм, и очень такой (внутренне)израильский – но эти вот глаза на мокром месте я все же очень ценю.
staraya_deva

Кино-72

«Стратегии Оппенгеймера»Norman: The Moderate Rise and Tragic Fall of a New York Fixer» – ну да, так перевели на русский, но ничего, бывает). Пожалуй, именно этот фильм понравился мне больше всех нижеперечисленных. Чем понравился? Прежде всего, небанальным сюжетом. Впрочем, это Йосеф Сидар, предыдущий его фильм «Примечание» тоже был весьма необычен – ни любови тебе моркови, ни триллеров-детективов (наверное, многие скажут «скучно», а мне так в самый раз). Во-вторых – (по меткому определению Лолки) «прикольно было смотреть, как Ричард Гир надевает ботиночки Лиору Ашкенази». То есть вообще тот факт, что в фильме израильского режиссера играют Шарлотта Генсбур, Стив Бушеми, ну и в главной роли – сам Ричард Гир (и критики называют ее чуть ли не лучшей ролью за всю его карьеру). Жалкий и нелепый Норман, маленький человек Нью-Йорк-стайл, в то же время безумно трогателен и вызывает огромное сочувствие – это я еще не говорю про последнюю сцену. А ведь я видела отзывы, где он вызывал у зрителей уверенное раздражение и отвращение – и тем ценнее для меня фильм и актерская игра, способные вызвать такие разногласия. Очень стильная техническая сторона – использование разделенных экранов, замедленной съемки и тому подобное. Многие ставят под сомнение правдоподобие эпизода с ботинками – а мне кажется, стоило его придумать только ради этой операторской находки. В фильме немало натяжек, но они меня не раздражали. Мало ли чего «не бывает». В притче бывает все. Кстати, я не верю, что Норман сделает то, что собирается сделать в последней сцене. Но как выйдет из этого положения – тоже не знаю. Режиссер исключительно грамотно заканчивает картину именно этим моментом. Те, кто не знает иврита и смотрит на русском – обратите внимание: те куски, где говорят на иврите, не продублированы (так было в нашей копии). Правда, там таких кусков немного.

«Форс-мажор» («Force Majeure»). Тоже фильм нетривиальный, смотрела с большим удовольствием. Только боюсь, я не все поняла, что автор хотел сказать. Последняя сцена с водителем автобуса – что означает? в жизни каждого есть место подвигу? А предшедствующее этому спасение жены – это как? судьба предоставила второй шанс нашему герою-негерою или сцена инсценирована специально для детей? Пожалуй, от ответов сильно зависит, понравился мне фильм или нет. Отдельное слово надо молвить про шведскую семью во всей своей красе, проиллюстрированную этим незабываемым кадром. Очень добавляет к фильму отличная музыка, причем обошлось не без иронии: на экране заснеженные Альпы – а за кадром Вивальди: «Времена года. Лето». Оказывается, этот Рубен Эстлунд – хоть и не так давно появившийся, но уже известный кинорежиссер, и есть мнение, что предыдущие фильмы были лучше. Меня, к примеру, очень этот заинтересовал. Вот критики пишут про картину: Используя бергмановскую традицию столкновения мужского эгоизма и женских фрустраций, режиссер развивает ее в ироническом аспекте, а сопровождающая все действие игривая музыка Вивальди, исполненная на аккордеоне, доводит жестокую иронию до уровня убийственного сарказма. А зачем сарказм? Тут есть где покопаться, о чем задуматься, представить себя в условиях форс-мажора, столь внезапно свалившегося на головы героев в таких замечательно романтичных декорациях.

«Семья Белье»La Famille Bélier»). Этот недлинный фильм пытается охватить кучу тем: отношения отцов и детей, проблемы взросления, проблемы интеграции в общество людей с ограниченными возможностями, и что только нет. Серьезные идеи уживаются с комическим абсурдом по линии семейства жизнерадостно-экспансивных глухонемых (они и правда ужасно смешные и замечательно играют). Но я-то все это смотрела исключительно из-за Сарду, о котором сейчас пишу. Дело в том, что помимо всех своих разнообразных тематик весь фильм – это такой своеобразный панегирик Мишелю Сарду. Саундтрек целиком построен на его песнях, а сам он получает от учителя музыки почетное звание Моцарта французской песни. Учителя, кстати, играет Эрик Эльмоснино, который Генсбур в известном байопике. Но – стоп, стоп. Этот пост не про французскую песню. В общем, фильм вполне можно посмотреть и заодно послушать много Мишеля Сарду в отличных каверах Лоан Эмера, исполнительницы главной роли.

«Кожа, в которой я живу»La piel que habito»). «Разорванные объятия» нам с Л. совсем не понравились, так что два последующих фильма Альмодовара мы как-то совсем не рвались смотреть. Однако за десять лет соскучились, захотелось вернуться. Оказалось очень даже ничего. Не «Volver», конечно, и не «Женщины на грани нервного срыва» – но вполне съедобно. Декорации просто ах! Музыка, саспенс, картинка вообще, кино не скоро забудется. Сюжет, конечно, на грани фола, что у Альмодовара, как известно, не баг, а фича. Еще не смотрена «Julieta», а зная рассказ, легший в ее основу, никак не могу себе представить его в исполнении Альмодовара. Ну что ж, посмотрим, посмотрим.

ПС. Оказывается, у Нормана был прототип!