Пестренький (sova_f) wrote,
Пестренький
sova_f

Category:

Чтиво номер 19

К юбилейному 20-му посту учрежду, то есть учредю локального минибукера для одного отдельно взятого чтивного поста. В рамках репетиции сегодня он вручается Алексею Иванову за роман "Географ глобус пропил". А лично мне – антиминибукер, в смысле общественное порицание: за то, что так поздно открыла этого потрясающего писателя – раз, и за то, что открыв, незамедлительно не прочла все написанные им книги - два. Я в полнейшем восторге от изящного, ни на кого не похожего стиля, и подтекста, и ненавязчивого юмора между строк, и языка такого точного и живого, что просто искры летят, и (честно признаюсь) - от самого географа. Тем удивительнее было прочесть следующий текст, на который я наткнулась в процессе изучения рецензии Экслера на фильм «Простые вещи» и который здесь привожу в качестве курьеза: «Смотреть эту тоску зеленую так же скучно, как и читать "Географ глобус пропил" Иванова. Мне кто-то рекомендовал эту книгу как образец непревзойденного юмора и тонких наблюдений о жизни российских лузеров - оказалось, что жизнь алкаша-географа там присутствует, а вот с непревзойденным юмором, да и вообще с литературным языком - большая проблема. Ну неинтересно читать об этом придурке и о том, как он все глубже и глубже лезет в свое болото. И даже внезапный приступ педофилии у главного персонажа ситуацию никоим образом не спасает - тоска и есть тоска.» Я много думал и не знаю, как на это реагировать. То ли Иванов такой мастер, что виртуозно организовал несколько независимых и противоположных по смыслу пластов прочтения, то ли Экслер смотрит в книгу и видит фигу, то ли мой неудержный оптимизм лепит мне из лузеров-алкашей светлых и положительных героев и следовательно фигу вижу я. Короче, Экслер не рекомендует, а я – всеми руками и душой.

«Географа» мы с Левкой в машине слушали запоем, он еще и начитан великолепно. Тем хуже по контрасту показалась следующая машинная аудиокнига: «Паразиты» Дафны Дю Морье. Затянуто, скучно, занудно, да к тому же и начитано в старомодном стиле советских радиопостановок 50-х годов (Юрий Заборовский). А ведь прочитанный года два назад "Козел отпущения" оной Дафны мне понравился очень, "Ребекка", еще в дожежешную пору, тоже, помню, произвела большое впечатление. Ну понятно, что у каждого автора есть удачи и неудачи, и в каждой занудной вещи есть проблески - были и здесь, но до обидного мало. Расскажите, милые френды, чего у Дафны дю Морье есть хорошего и великого, а то не понимаю теперь, читать ли ее еще.

Хваленные-перехваленные друзьями «Страдания Адриана Моула» Сью Таунсенд ругать не буду, потому что книженция славная, не без подтекста и не без юмора, и по жанру вроде похожа на полюбившегося мне Вивега – но как тогда объяснить, что одну из двух книжек, имевшихся в сборнике, я осилила, а вторую – уже нет? Если, как мне показалось, эта Сью больше пишет для подростков, то почему ее так любят мои друзья? А может – просто мимо и все, так бывает. Есть книги, написанные специально для меня (как, например, вышеупомянутый «Географ», или почти все книги Эрленда Лу, или, скажем, Исигуро, или Барнс – список немаленький), а есть – написанные для кого-то другого. Читая эти «другие», я либо дико сержусь, порою, может, и безосновательно (Коэльо, Фаулз), либо спокойно откладываю в сторону – что с этим Адрианом и произошло.

Но вот не знаю, к какой группе тогда отнести странный-престранный роман «Престиж» нового для меня писателя Кристофера Приста. Своим построением он слегка мне напомнил Коэновский фильм «Бартон Финк»: начинается вроде спокойно, рационально и обстоятельно, а потом пошла писать губерния: двойники, превращения, мистика, фантастика... Вроде не моя литература, а читалось таким запоем и с таким драйвом. Однако, удовлетворенно отложив в сторону прочитанный роман, с удивлением осознала, что так до конца и не поняла, что же именно произошло во времени настоящем и во времени промежуточном (с мальчиком Ники). Говорят, есть экранизация, сделанная Кристофером Ноланом, которая не столь удачна, как его «Мементо», но вроде ничего. Посмотрю хоть, чтоб в сюжете разобраться, авось фильм не сильно хуже книги.

И наконец, Филип Рот, «Людское клеймо». Продираясь через начало, была уверена, что эта моя первая книга известного писателя окажется и последней. Тяжелый, непрозрачный, «американский» язык, избыточность информации и затянутость пояснений, раздражающая фаллоцентричность главной линии. Однако по мере продвижения сюжета обнаруживались какие-то совершенно феерические боковые линии: будни неприкаянного вьетнамского ветерана (поездка к стене и особенно китайский ресторан – это вообще шедевр), доскональное исследование механизма политкорректностного безумия (Дельфина Ру), поэтические вариации на тему ворон (Фауни). Одновременно сюжет обретает опору и становится понятной авторская методика постепенного стирания белых пятен и извлечения на свет истины. Так что если не полюбить, но оценить всяко придется. При этом говорят, что эта вещь Рота совершенно не похожа на его остальные, те написаны с юмором и гораздо более изящным стилем, хотя по-прежнему сосредоточены ниже пояса. Так что вашего кандидата в лауреаты наверное еще почитаю – но минибукера не дам.
Tags: книги
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 157 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Recent Posts from This Journal