Пестренький (sova_f) wrote,
sova_f

Япония-3

21 сентября 2007 г.
Утром проснулись вроде живые. Кондиционер работал исправно, холодильник пытался было шуметь, но мы его отключили, полы+матрасики не ортопедические, но не ужас-ужас. Решили, что до 25-го доживем. Завтрака в этих апартаментах, понятное дело, не подавали, но Левка – вот ведь лапочка – успел сгонять в булочную на вокзал (20 мин туда и обратно) и притащить немыслимой вкусноты круассанов, шоколадных булочек и чего-то еще дивно французского. Это окончательно примирило меня с предстоящими четырьмя ночами в этом привокзальном минималистическом жилище.

21-го числа каждого месяца (то есть сегодня!) в ближайшем к нам храме Toji (10-15 мин ходьбы) случается блошиный рынок, туда мы и направили свои стопы. Впечатлений масса. Не столько от товара (отнюдь не дешево), сколько от храма и его прихожан. Этому храму принадлежит самая высокая деревянная пагода в Японии, вот она какая красавица на фоне лопухов лотосов.

А вот большая черепаха с собачьими ушами (мы такую в Камакуре тоже видели): прихожане ее погладят-погладят по головке - а потом себя, перенесут кусочек благодати, а потом можно еще и с ближним поделиться.

А это, наверное, заклинатель огня - по крайней мере, так смотрится.

Сам рынок выглядит примерно так (только народу в основном побольше):

И продается там всякая всячина

И еда, конечно же, тоже - но нам после французских булочек не до еды. Да и жара жуткая не способствует ни аппетиту, ни вау-импульсу.

Потопали на станцию, как раз в 10 утра открывался центр заказа гостиниц, то самый, что на 9-м этаже, заказали с 25 по 28 гостиницу в самом центре Киото, вроде приличную по фотографии, за 11500 денег без завтрака. (– Japanese or Western style? – спрашивала тетенька. Western, Western! – отвечали мы с чувством.)

Поехали в Мияджиму, она недалеко от Хиросимы. До Хиросимы идут два прямых шинкансена с утра пораньше, остальные с пересадкой либо в Осаке, либо в Окаяме. Наша пересадка была в Окаяме и заняла 6 минут, на той же платформе: при таком раскладе с прямыми поездами можно не заморачиваться. Было уже не рано, и решили, что Хиросиму освоим на обратном пути, если останутся силы. Проголодавшись, покупили какие-то треугольные пирожки – выглядели они будто горячие и с мясом, а оказались холодные и с рисом, к тому же сладким. Облом-с.

Из Хиросимы сразу отправились местным JR поездом до Miyajima-Gucchi, а там на их же (JR) пароме до острова. И поезда, и паромы ходят достаточно часто и достаточно поздно, так что можно не волноваться. Если вы есть счастливый обладатель JR-пасса, стоит, конечно, дождаться бесплатного.

Подплываем. С одной стороны (это мы еще увидим сверху)

с другой стороны (а это увидим сбоку, еще много-много раз)- стоящий на воде оранжевый храм и его оранжевые же ворота, i-torii.

Прямо на пристани в Мияджиме нам выдали замечательную карту острова, которую тут же съел олень. То есть держу я себе карту в руке, смотрю кто-то тянет за нее. Ба! олененок, весь из себя бэмби такой – тянет и жует с аппетитом. Тут подбежал еще один и тоже стал понадкусывать.

Ну ничего, вроде хватило им на двоих. Только тут до меня дошло, что фраза то ли в проспекте, то ли в каком-то из Федоров «do not let the deer eat your JR passes» вовсе не фигура речи и не туристический юмор для туристов, а самое что ни есть серьезное предупреждение. А JR pass, прямо скажем, не только недешевая, но и слишком полезная вещь для того, чтобы так вот бесславно завершить свой путь в оленьем пишеводе.
Помимо этого неудобства, олени ужасно славные и милые, совсем ручные, людей не боятся нисколько (вот этот, который на фотке внизу, умеет зубами открывать молнию на рюкзаке в поисках харчей).

Пошли по сувенирной улочке, ведущей к центру острова, опять покупили какую-то муру. Снова жарко мама-не-горюй, но место славное, душа сразу чует – а когда душе хорошо, она не очень обращает внимания на жару и хочет покупать муру. Тут мы обнаружили некую новую еду, про которую решили, что это «окономияку». Оно было как эскимо на палочке - снаружи жареное тесто, а в нем то ли рыба, то ли овощи. Это понравилось.
А этих не пробовали, но за стеклом в аквариуме хорошо смотрятся:

Наткнулись на памятник Самой Большой в Мире Деревянной Ложке для Риса

не знаю, как и кто ей пользовался, но если такие делают, значит это кому-нибудь нужно.
Но вот наконец вышли на набережную, прошли мимо царственных львов

через обычные ворота

и подошли к тем самым, которые в воде - главной жемчужине острова Мияджима.

Ворота в воде всегда, а храм только в часы прилива, в остальное время (как сказано у Федора) парит над грязью. Примерно это он и делал в три часа пополудни

так что мы решили зайти в него позже, а пока взгромоздиться на гору Misen. На вершину (почти на вершину) идет фуникулер (1800 денег с носа туда-обратно, можно за 1000 туда, а вниз пешком – но пилить, хоть и вниз, очень далеко). До фуникулера довозит бесплатный шаттл, альтернатива – топать 10 мин как минимум вверх. Обещают, что семь, если немножко побежать, но что-то не очень верится.

На горе живут обезьяны, но сегодня на нижней станции фуникулера было честно написано, что обезьяны отсутствуют, ушли в лес обедать.

Наверх сначала везет кабинка обыкновенная,

а потом пересаживаешься на хипповый такой трамвайчик с ногами (его, к сожалению, не удалось сфотографировать - неоткуда). Вид на архипелаг сверху открывается офигительный.

Говорят, что за 15 минут можно от верхней станции дойти до самой вершины – жаль, что у нас не было времени, там могло оказаться еще лучше.

Спустились вниз почти к самому закату – как раз монах в билетной кассе храма заиграл на дудочке

а храм уже стоит на воде

и уселись на лавочку на набережной фотографировать закатные ворота.

И вот эти час-полтора как раз и стали наивысшей точкой нашего японского путешествия. Цвета закатного неба менялись от желтого через оранжевый к багровому, и на их фоне светились оранжевые ворота в воде.

В какой-то момент и цапля на них уселась для пущей романтики.

И вот это был настоящий момент счастья, если не мистического откровения. Затем небо постепенно потускнело и мы отправились обратно на сувенирную улочку проведать, как поживает недокупленная нами мура. На наше удивление, почти все позакрывалось (это в половину-то седьмого!), и мы вернулись на прежнюю точку наблюдения ворот, теперь уже в вечерней подсветке. И снова волшебная последовательность превращений, и снова не знаешь, какой кадр выбрать.

Убедившись, что вокруг ворот окончательно установилась темная-темная ночь, двинули обратно, проделав путь в обратной последовательности, но с двумя небольшими отличиями. Во-первых, пересадка была не в Окаяме, а в Осаке и менее удобная: пришлось искать другую платформу. Во-вторых, мест для резервирования уже не было (8 вечера, час пик) и пришлось выбирать из трех первых вагонов с нерезвируемыми местами. В 1-м и 3-м (некурящих) мест нифига не было, а были только во 2-м прокуренном. Эх, давненько мы не брали в руки топора, висящего в воздухе! Однако на первой же остановке подстерегли места в некурящем, благополучно уселились и вдохнули спокойно.

В общем, что я вам скажу? Дорога в Мияджиму в один конец занимает часа три. Но если у вас есть JR pass, то овчинка определенно стоит выделки. Я уж не говорю о нашем случае, когда вагон шинкансена на порядок комфортабельнее номера в тксть гостинице.

22 сентября 2007 г.
На вторую ночь уже вообще спали как убитые (привыкли к матрасикам), а французские булочки уже привычно подсластили позднее утро. На сегодня у нас была запланирована только Нара. Я говорю Ле, давай попозже поедем, будем снимать ее на закате, мне понравилось. Но Ле ни в какую: вычитал в тырнете, что во второй половине дня дождь, а обобщенный Федор пишет, что Нару надо смотреть в ясную погоду. Я говорю, может лучше в неясную, чем когда 33 градуса на дворе и солнце шпарит вовсю? Но с ним разве поспоришь? В 10:20 уже как птички сидели в поезде и ехали в Нару. Поезд скорый, но не шинкансен, и здесь сиденья тоже поворачиваются, но по-другому. Вообще поездам японским положены всяческие дифирамбы – надеюсь, Левка их споет в своем грядущем обобщающем опусе. Но на случай, если он так и не увидит света, вставлю-ка я сюда уже готовый кусочек про поезда.

Ну просто очень чисто в поездах. Когда скорый ("шинкансен") высаживает пассажиров на конечной, в каждый вагон заходят уборщики. Буквально за несколько минут сметают все пылинки, после этого начинается посадка.

Комфорт, отдельные вагоны для курящих (зато уж в этих вагонах... - но об этом в соответствующем месте). Если едете с приятелями, можно развернуть ряд кресел - и получится такое маленькое купе для своих. Есть еще "зеленые" вагоны, там уровень комфорта повыше (а у Блока было наоборот, помните?), но и стоит это удовольствие сильно дороже.

Железнодорожные служащие кланяются, заходя в вагон и выходя из него. Этот жест напоминает привычностью своей жест целования мезузы у религиозных иудеев. При этом мне померещились индивидуально-служебные различия. Вот входит девушка, толкая тележку с харчами. Она все время таскает ее туда-сюда по вагонам. При этом поклон на входе и выходе - полноценный, без дураков. А вот идет большой начальник - типа старший кондуктор. Поклон только формально обозначен, хотя на выходе ему приходится оборачиваться, тут уж не сделаешь вид, что провожаешь взглядом полет мухи. И как-то смешно глазами из стороны в сторону поводит (он несколько раз проходил, так что была возможность убедиться - фича воспроизводится). Начальник поменьше - поклон побольше (тут вспомнилось из Розендорфера: "Я подумал и отвесил ему 4/7 поклона").

А если входит в вагон совершенно штатский человек, а ты на него пялишься, он тоже слегка тебе кланяется на всякий случай.

Дорога в Нару заняла минут 50. Добрая тетенька в информации нарисовала куда идти – впрочем, мы примерно так и собирались по своим источникам. Тетенька сказала, что сегодня жарко и до парка Nara Koen (2 км) лучше добраться на автобусе, но мы зачем-то поперлись пешком. Во-первых, вначале сил всегда много, во-вторых, французские булочки надо отрабатывать. По дороге (до парка) заглянули в храм Kofuku-ji с 5-этажной пагодой, по дороге попался.

Видели как подходит мужик к таким висящим с потолка тарелкам и дзинь! А потом в ладоши - хлоп! "Слушай меня, Будда, давай-ка обрати на меня внимание!"

Этот храм, видимо, был огромный, и остались от него куски и кусочки, впаянные во вполне скучную современную улицу. Вот, к примеру, улица

а сбоку калиточка и на ней такая красота:

Допилили до парка – там снова ручные олени. В Мияджиме безрогие, а здесь с рогами – о чем не дадут соврать сувениры, изображающие тамошних и здешних оленей, и памятники. А это не только памятник, но по совместительству и традиционная установка для омовения рук:

Помню, это gava рассказывал, что там безрогие, а здесь с рогами, и что эти два города (деревни?) даже спорят меж собой, какими должны быть олени – но помню неточно, пускай Гава сам расскажет. Сие утверждение не есть математические точное, потому что и в Мияджиме встречались с рогами, и в Наре без рогов, но тем не менее. Кстати, это молодняк, поэтому все без рогов

почему-то очень любят лизать друг другу уши

А вот это уже взрослые представители

Кстати, задним числом вспомнилось, что таких взрослых было очень мало. Куда они деваются-то?
Здесь на каждом углу продаются специальные крекеры для кормления оленей, поэтому эти бумагу тоже жрут, но неохотно. Что интересно, к продавцам крекеров совершенно не пристают, понимают, где надо платить, а где халява. Зато уже купленные крекеры так и норовят вынуть из рук.

Свернули налево к главному храму Todai-ji, он красив и внушителен. Древние черные ворота,

а за ними Daibutsuden (так называется помещение, где сидит Большой Будда), очень необычного вида, с золотыми рожками.

Будда на первый взгляд разочаровал. Хоть и велик он, и черен, но какой-то неживой по сравнению с камакурским. Сбоку почему-то смотрится более выразительно.

Там же знаменитый столб с дыркой, просочившись в которую, получаешь путевку в рай. Что охотно делают многочисленные детишки, демонстрируя превосходство перед взрослыми. На самом деле нетолстый взрослый тоже может пролезть. Левка долго ходил вокруг дырки, мерил себя и дырку и заявил, что не исключено, что тоже пролезет – но все же есть опасность, что застрянет, как Винни-Пух в свое время. Решили не рисковать - а дырку так и забыли сфотографировать.

Зато вот деталь декора громадной деревянной структуры храма, красивая! Про этот храм, как и про несколько других сооружений, говорится, что это самое большое деревянное строение. Можно самостоятельно решить, какое самое большое из всех самых больших.

Далее полезли наверх в Nigatsu-do, откуда обещали впечатляющую панораму парка. Вот это я нещасная взгромождаюсь наверх.

Панорама так себе, но там есть зал отдохновения, где можно отпоиться зеленым чаем на халяву. А меня в таких жестких климатических условиях могут отпоить только двадцать два кондиционера.

Потопали к Kasuga Taisha shrine – святилищу тысячи фонарей. Фонари начинаются уже за 500 метров от храма, а в самом храме стоят просто толпами. Похоже, что их и правда тысяча.

Жара, пот градом, ноги гудят – на жаре они и устают больше, чем по холодку, да еще и стираются вдобавок. Вроде идешь по тенистой аллее, а прохлады никакой. Я говорю Левке: ты не находишь, что ехать в Японию в сентябре – это натуральный полный бред? Левка соглашается. Единственное, что помогает при 33-градусной жаре в парке Нара – это олени. Погладишь животное по головке (пока завтракать не позовут) – и вроде уходит раздражение, легче становится. Это я серьезно, не шучу.

По наущению тетеньки из информационного окошка, на обратном пути к станции прошли через богатый райончик коттеджей, старых и новых традиционных домов. Дома все равно никакие, но садики вокруг них симпатичные.

Обратите внимание, как белье сушат – на плечиках

Зашли прохладиться в городской музей фотографии. Очень много совершенно потрясающих фотографий, просто на уровне шедевров живописи – но удивительно, что рядом с этими шедеврами висят несколько совершенно банальных. Все фотографии на японскую тему, так что это было познавательно, а главное прохладительно.

Пообедали в каком-то баре: Левка взял пиво и набор из трех котлеток на палочках – все разной формы и разного вкуса: теперь при виде котлеток на палочке мы всяко надеемся заполучить вкусное окономияку, подобное вчерашнему (хотя так и не уверены, что вчерашнее было именно оно) – но эти сегодняшние котлетки были совсем не такие вкусные. Я взяла куру с рисом: рис был как рис, а кура как-то странно жаренная в форме шариков. Благодаря обеду в холодке до станции кое-как дошли, не упали по дороге. А в общем потом посмотрели на карту и подсчитали, что сегодня мы оттопали по жаре километров десять, не меньше. Зато погода ясная – повезло типа. Я вот только не понимаю, отчего у меня нет такого ощущения, что я похудела килограмм на пять. Вот извольте оценить, физиономия вполне себе упитанная, хоть и жалобная.

По-моему, за эдакие страдания вполне бы мне подошло скинуть килограммчика два-три. Надо будет все-таки еще раз пойти в онсен – там есть весы хотя бы.