Пестренький (sova_f) wrote,
Пестренький
sova_f

Category:

Французская песня 1970-1980 годов. Мишель Жонас

Как дерево в городеМаксим Ле Форестье – Жюльен Клер (1, 2) – Ив СимонМишель СардуИв ДютейЖак ИжленВероник СансонБернар Лавилье – Ален Сушон (1, 2) – Мишель Жонас – Франсис Кабрель – Жан-Жак Гольдман – Рено

Еще одна крупнейшая звезда на небосклоне французской песни конца ХХ века. Автор и исполнитель песен, актёр кино, театра и телевидения. «Мистер Свинг французской песни», «музыкант, которому удалось перемешать воды Сены и Миссисипи» – Мишель Жонас.

Песни, которые я предлагаю послушать в этой части моего рассказа, собраны здесь.

Michel Jonasz (р. 1947)

Мишель Жонас родился 21 января 1947 года в парижском пригороде Drancy в семье еврейских эмигрантов из Венгрии. В биографиях французских певцов поколения 70-80-х все, что касается музыкальных влияниий, можно писать под копирку: Битлз, рок с одной стороны и французская традиционная песня (Брассенс, Брель, Пиаф) с другой. В случае Жонаса этот номер не пройдет. Тут с одной стороны – джаз и блюз, с другой – венгерские, еврейские и цыганские мотивы, которые мальчик слышал в доме родителей и особенно деда.

В юности Мишель занимался в художественной школе и в театральной студии. В пятнадцать лет, с согласия родителей (вот это родители!), бросил школу, чтобы серьезно заняться музыкой.

Ферре, Лавилье, Сушон... Мишель Жонас – еще один из тех, кто далеко не сразу нашел свой путь и познал славу. Чего он только не перепробовал в юности. Одна рок-группа, другая, бэк-вокал, аккомпаниаторство... Для тех, кто знаком с Мишелем Жонасом, его удивительным, чистым и мощным голосом уникального тембра, «бэк-вокал» звучит чистой насмешкой – однако из этой песни слова не выкинешь.

Начав петь самостоятельно, Мишель выступает как исполнитель, затем потихоньку пробует писать музыку. В 1969 году записывает первый сингл под собственным именем. От полных провалов до относительных успехов – Мишель не сдается и работает как каторжный. «Я предпочитаю работать над альбомами, которые никогда не выйдут, чем петь невесть что, чтобы стать звездой, – говорил Жонас. – Безусловно, многие делают это для того, чтобы жить – но нередко то, за счет чего ты живешь, приближает тебя к смерти».

И вот наконец в 1974 году выходит дебютный долгоиграющий альбом певца под лейблом WEA: «Dites-moi». Арт-директором числится Мишель Жонас, продюсером – известный композитор и аранжировщик Жан-Клод Ванье. Он же написал и знаменитую песню «Super Nana», ставшую одной из первых визитных карточек певца. Остальные песни были написаны совместно Франком Тома (текст) и Аленом Гольдштейном (музыка).

Однако к титульной песне альбома, ставшей впоследствии легендарной, музыку Жонас написал сам.

Dites-moi (1974) Скажите мне

Paroles: Frank Thomas, Musique: Michel Jonasz

То была лишь первая ласточка. В следующем альбоме («Changez tout», 1975) музыка почти всех песен написана Мишелем, тексты – Пьером Грозом.

Послушаем титульную песню этого альбома.

Changez tout (1975) Все изменить

Paroles: Pierre Grosz, Musique: Michel Jonasz

Еще одну культовую песню 1976 года можно посмотреть и послушать здесь. Песня «Je voulais te dire que je t’attends» не вошла ни в один из студийных альбомов, хотя впоследствии была включена почти во все сборники и стала источником для нескольких каверов, в том числе на иностранных языках.

Je voulais te dire que je t'attends (1976) Я хотел сказать, что жду тебя

Paroles: Pierre Grosz, Musique: Michel Jonasz

Внимательные читатели-слушатели главы про Алена Сушона заметили: все, что тот говорит применительно к Жонасу, приложимо и к самому Сушону. Что само по себе удивительно: если не прислушиваться к словам, кажется нельзя найти двух певцов, более разных во всем: музыке, текстах, манере исполнения. И тем не менее у обоих приятелей есть вот это общее: они совершенно не стесняются признаваться в своей слабости. Только Сушон меланхолически плачется себе самому, а Жонас страстно умоляет одну женщину за другой: не уходи!

Третий альбом вышел в 1977 году под скромным, но символическим названием «3ème by Michel Jonasz». Третий-то он третий, но по-настоящему первый в смысле авторства. Тут наконец все песни (и слова, и музыка) написаны самим Мишелем Жонасом. И так будет впредь, без каких-либо исключений. И именно тут начинается тот Жонас, которого я люблю.

В 1978 году выходит один из самых ярких и коммерчески успешных альбомов Мишеля – «Guigui». «Golden gate», «En v’là du slow», «La Famille» и заглавный трек «Guigui» – все эти песни стали громкими хитами, особенно последняя.

Эта песня, с ее безумным смешением стилей, и правда чудесна. Тут с одной стороны – вышеупомянутые венгерско-цыганские мотивы (скрипочка, гармонии, интонации, даже русский цыганский романс), и вдруг Сати в обрамлении – почти цитата. Кстати, оцените здесь поющих хором крокодилов, несколько контрастирующих с драматическим накалом музыки и исполнения. Казалось бы, самоирония не должна быть свойственна Жонасу с его привычным надрывом. А вот поди ж ты, есть.

Guigui (1978) Гиги

Paroles et musique: Michel Jonasz

Ко второй половине семидесятых складывается тот шаблонный образ Жонаса, что продержится с десяток лет. Излюбленные темы певца – воспоминания о детстве, о семье, ностальгия по прошлому, но главное – женщины, которые почти всегда уходят, и любовь, почти всегда несчастная. Театральный режиссер Дидье Каминка, впервые пригласивший Мишеля попробовать силы как актера, обосновал свой выбор так: «Я столько слышал, как он плакался в эфир по поводу женщин, что, не задумываясь, предложил ему продолжить рыдания с нами вместе, на сцене». Этот театральный дебют в комедии Каминки «Toutes les mêmes sauf maman» (1979 г.) положил начало успешной параллельной карьере Жонаса-киноактера.

На гребне успеха «Guigui» в 1979 году выходит альбом «Les années 80 commencent», в 1981 – альбом «La nouvelle vie» и в 1983 году – «Tristesse». Эти 80-е, которые начинаются так хорошо для певца, можно определенно можно назвать «годами Жонаса». Один за другим следуют золотые диски, награды (prix Raoul Breton, prix Charles Cros, Victoires de la Musique, …), триумфальные турне (Франция, Бельгия, Швейцария, Канада) и множество хитов («Minuit sonne», «Rock à gogo», «J’t’aimais tellement fort que j’t’aime encore», «Les Fourmis rouges», «Joueurs de blues», «Lucille», «La boîte de jazz», «La FM qui, …» и многие другие).

На одной из этих песен я хочу остановиться. Она из самых моих любимых, такая трогательная и завораживающая. Магия рыжих муравьев. Кто мог написать такое, кроме Жонаса? Никто!

Les fourmis rouges (1981) Рыжие муравьи

Paroles et musique: Michel Jonasz

«100 лет французской песни», цитата: «Львиной долей своего успеха Жонас обязан своим столь оригинальным голосу и интонации, а также замечательному чувству ритма, настроенному на сверхчувствительность, порой граничащую с бесстыдством. Но как это бывает у певцов блюза, порой сквозь слезы проблескивает юмор – спасательный круг в этом море смятения и тоски существования. В лице Мишеля Жонаса французская песня обрела не только первоклассного исполнителя и мелодиста, но и плачущую первую скрипку, объединившую в одном голосе и рыдании дух блюза и славянскую душу». Насчет «славянской души», казалось бы, смешно: венгерский еврей и славяне? Но тут оказалось, что âme slave – устойчивое французское клише (загадочная, непредсказуемая), так что все нормально.

В 1985 году во Франции состоялся первый в истории музыкальный конкурс «Victoires de la musique». Если впоследствии Мишель Жонас не раз одерживал победы на этом важном конкурсе, то в 1985 году он стал настоящим его триумфатором, буквально сорвал банк. Вот призы Мишеля Жонаса на конкурсе 1985 года:
– «Лучший мужской вокал»
– «Лучшая песня» («La boîte de jazz»)
– «Лучший альбом» («Unis vers l'uni», платиновый диск)
– «Лучший музыкальный спектакль» («Michel Jonasz au Palais des Sports»).

Начнем сначала, с лучшей песни года. «В начале 1960-х годов до меня дошел слух, что в подвале джаз-клуба репетирует группа и они ищут пианиста. Прослушивание провалилось, я оказался не на высоте. Позже я вспомнил про этот случай и приукрасил его по собственному сценарию, сыграв соло в качестве реванша. Успех "Джаз-клуба" каталогизировал меня в джаз, в то время как я пришел из блюза и ритм-н-блюза – тут получилось настоящее недоразумение».

Нет, не случайно оно получилось. Песня оказалась образцовым посвящением искусству джаза. Благодаря как тексту с перечислением знаменитых джазменов, так и музыке, использующей характерные признаки жанра (диалог солиста с хором, блуждающие басы, риффы духовых, скэт и импровизация). Французские радио-диджеи пускали «La boîte de jazz» в ротацию практически без перерыва. Ну и мы не пренебрежем несколькими исполнениями.

Вот мое самое любимое. Чудесное, полное юмора. Здесь мы наглядно видим, что означает взял реванш в приведенной выше цитате. Второе исполнение похоже, но первое мне нравится больше, хоть там джазменов целая банда, а тут всего один. Только оцените, какая бешеная энергия исходит из этого маленького человечка.

А вот постановочный, очень милый и забавный клип; жаль, что плохого качества. Здесь мы воочию наблюдаем, как наш герой спускается в кабак, как задорно импровизируют и танцуют завсегдатаи, и как усталый, но довольный наш герой поднимается на улицу с чувством выполненного долга.

La Boîte de jazz (1985) Джаз-клуб

От лучшей песни года переходим к лучшему французскому альбому 1985 года. Это альбом Мишеля Жонаса «Unis vers l’uni». Вопреки своему обыкновению, я тут намеренно поместила сначала песню из альбома («La boîte de jazz»), и лишь теперь его обложку. Дело в том, что «Unis vers l’uni» – альбом особенный. Альбом-водораздел, альбом-метаморфоза. Просто невозможно поверить, что «La boîte de jazz» и песня, давшая название диску, написаны одним автором.

«Unis vers l’uni»... Это странное название, означающее то ли «сведенные к единому», то ли «собранные воедино», несет в себе игру слов («univers» по-французски означает «вселенная») и дополнительный смысл, раскрывающийся в песне. Давайте ее послушаем.

Unis vers l'uni (1985) Собранные воедино

Paroles et musique: Michel Jonasz

Да, разница между прежними и новыми песнями очевидна; в середине восьмидесятых рождается новый Жонас: «Альбом за альбомом он овладевает ремеслом автора и обретает статус человека – редкого человека, читающего Евангелия и изучающего пророков. Он перестает носить ботинки на каблуках, чтобы казаться выше, и не прячет больше лысину, чтобы казаться красивей. Он более не раздирает на себе рубашек из-за уходящих женщин, видимо, окончательно установив для себя приоритет красоты внутренней над красотой внешней. Обретя, хотя бы частично, те внутренние покой и равновесие, которые, казалось, никогда не станут его уделом» (Ришар Каннаво).

В 1987 году – новый рубеж: выступая в парижском зале «Ла Сигаль» со спектаклем «Чудесная история Мистера Свинга», Жонас предлагает своим слушателям концерт, состоящий из шестнадцати неизданных песен – случай, не имеющий прецедента. И сразу получает «Victoire de la musique» за лучший музыкальный спектакль года. Двойной альбом с песнями из спектакля «La fabuleuse histoire de Mister Swing», записанный с американскими музыкантами, выходит в 1988 году. В этих шестнадцати песнях рассказывается история музыканта, удивительным образом напоминающая путь самого Жонаса – от блюза, свинга и эмоциональных излияний по поводу несчастной любви до рассуждений об устройстве мироздания и философско-мистических мотивов. Это действительно шедевр.


К сожалению, у меня нет записи именно спектакля 1987-88 годов, только аудио. А на видео мы сейчас послушаем и посмотрим одну песню, записанную в зале Casino de Paris гораздо позже, в декабре 2003 года. Но может, это и к лучшему. У Мишеля музыканты всегда на уровне, но эти – просто лучшие из лучших. Lionel Fortin на клавишных, Étienne M'Bappé на бас-гитаре, Laurent Robin на ударных. Обратите внимание на музыку стиха. Эти сдавленные "с", растянутые жесткой канвой по всей ткани песни, это время, сжимающее человека в своих тисках...

Le temps passé (1987) Прошедшее время

Paroles et musique: Michel Jonasz

Знаете что я сейчас сделаю? Просто переведу несколько комментариев к этой записи.
– Какой класс!!! Эта контролируемая эмоция, этот диалог сообщника с музыкантами! И какие музыканты!
– Мишель – ангел, серафим прекрасных мелодий и глубокой лирики.
– Что за АРТИСТ! Эмоциональность в своей высшей точке. Музыкальное совершенство.
– Какое выражение на его лице... великолепно. Спасибо, Артист!
– Время остановилось, более ничто не имеет значения. Как прекрасна эта музыкальная интермедия!
– Я видел его на сцене только однажды, но никогда не забуду высочайшее качество и человеческую теплоту этого концерта.
– Совершенная гармония этого музыкального коллектива добавляет новых красок этому важному и значимому произведения Мишеля Жонаса.

И вот это: Жаль, что этот певец далеко не оценен по достоинству, он заслуживает гораздо большего успеха. Вспомним, что эта запись относится к 2003 году и еще вернемся к этому отзыву, когда настанет время.

В 1992 году выходит новый студийный альбом «Où est la source?». Как видно по обложке, Жонас все еще парит где-то в вышине.

Даже любовное посвящение женщине написано в виде обращения к луне. Луна и женщина сливаются в единое целое, и не разберешь, кто где в этой божественно красивой песне. Прошу снисходительно отнестись к моему переводу: перевод любовной песни, да еще наполненной игрой слов, обречен на неуклюжесть и банальность. В оригинале не так.

Lune (1992) Луна

Paroles et musique: Michel Jonasz

В следующих альбомах – «Soul Music Airlines» (1996) и «Pôle Ouest» (2000) – Жонас немного спускается на землю и возвращается к своей прежней манере, но уже с новым опытом и на новом уровне, как бы завершив творческий цикл. Музыка являет собой микс соула, джаз-фьюжна и свинга, приправленный фирменной жонасовской меланхолией.

Послушаем одну песню из альбома 2000 года.

Boléro (2000) Болеро

Paroles et musique: Michel Jonasz

Мишель Жонас, – пишет «Энциклопедия французской песни» – со своим энергичным свингом, печальным юмором, плачущим голосом, глубоким мистицизмом – и противостоящим всему этому настоящим счастьем присутствия на сцене – постепенно завоевал положение абсолютной звезды французской песни 80-х и 90-х годов.

Но на дворе уже 2000-е. В начале нового века карьера артиста вроде бы течет в обычном русле. Концерты в «Олимпии», непрерывные турне, фестивали в Спа, Монреале, Ла Рошели («Francofolies»). Выход концертника «Olympia 2000» и тройного CD, вобравших в себя всю оригинальность и разнообразие творчества Мишеля Жонаса. И запись нового студийного альбома, «Où vont les rêves» (2002 год), с теми самыми музыкантами, с которыми мы только что слушали «Прошедшее время».

Послушаем песню «Mélancolie» из этого альбома. Заметим, как мастерски она построена (две рифмы на всем протяжении песни), как красива музыка. Заметим и фирменную самоиронию: реквизит меланхолика, хелло, рыдания в одуванчиках... Мда. Хихоньки-хахоньки – но все равно грустно. И неспроста.

Mélancolie (2002) Меланхолия

Paroles et musique: Michel Jonasz

В 2004 году – гром среди ясного неба. Звукозаписывающая компания EMI объявляет певцу, что решила не продлевать контракт. Шокирующее известие! Не более для Мишеля Жонаса, чем для любителей его творчества. И все-то серьезные артисты – звезды 70-80х – не слишком уютно чувствовали себя в это время (многие основали свои собственные музыкальные издательства), но по Жонасу это ударило особенно сильно. Выбило из седла более, чем других.

Пока суть да дело, Мишель вновь обращается к кинематографу, в котором далеко не новичок. Уже к началу тысячелетия за его плечами около десятка фильмов, а в 2000-х годах он снимается каждый год, порой по нескольку раз. На настоящий момент фильмография Жонаса насчитывает около 50 картин (примерно поровну кино- и телевизионных) – это больше, чем у любого другого певца 70-80-х, о которых я рассказываю в своих лекциях. Вот лишь немногие из афиш и постеров (о фильме Сэма Гарбарски «Le tango des Rashevski» я писала в одном из киноотчетов). Любопытно также отметить, что в фильме «Далида» (2005) Жонас снялся в роли Брюно Кокатрикса – легендарного владельца «Олимпии». К последнему фильму и еще нескольким он также написал музыку.

Все это время Жонас активно концертирует. В 2005 году в его собственном издательстве «MJM (Michel Jonasz Musique)» выходит альбом «Michel Jonasz» (неофициальное название «La femme du parfumeur»), а в 2007 – «Chanson Francaise», альбом каверов на любимые песни артиста.

19 марта 2006 года он впервые дает концерт в Израиле, в Тель-авивском Доме Оперы. Боже, как это было прекрасно! Как были счастливы тысячи зрителей, заполнившие огромный концертный зал, и вместе с ними я! Отчет не даст соврать. Наверное, здесь будет уместно добавить, что Мишель Жонас – один из тех немногих уважаемых мною артистов, кто открыто говорит о своем еврействе и о симпатиях к Израилю. Даже в Википедии цитируется его высказывание, сделанное в 2017 году: Многие говорят: «я антисионист, но не антисемит». Это ложь. Антисионизм очень близок к антисемитизму, слишком близок... А в марте 2006 мы с ним вместе спели «Ирушалаим шель Захав», и этого теплого чувства благодарности и душевного подъема я не забуду никогда.

В 2009 году Жонас ставит новый спектакль «Abraham». Авраам, мой дед по материнской линии, эмигрировал из Польши в Венгрию, где служил кантором в синагоге где и встретил мою будущую бабушку. Они и четверо их детей из семи погибли в концлагерях. Я счел семейным долгом рассказать его историю в своем спектакле, и через него отдать дань уважения всему еврейскому народу и почтить память погибших.

В 2011 году выходит студийный альбом «Les Hommes Sont Toujours Des Enfants».

А в октябре 2019 (сюрприз!) – совсем новый, свеженький альбом под названием «La Méouge, le Rhône, la Durance»

Это действительно сюрприз – настолько, что мне сейчас пришлось переписать концовку этой главы. Ведь у меня уже была заготовлена фраза про то, что Мишель Жонас по-прежнему ведет активную концертную деятельность и по-прежнему легко заполняет концертные залы, но это уже давно не Дворец Спорта, который был заполнен под завязку во время его концерта в 1985 году.

Все так, все так. Только вот в рамках турне 2020 года, 25 и 26 апреля запланированы концерты именно во Дворце спорта, не больше и не меньше!

Помните розы, названные в честь Лео Ферре, Барбары, Алена Сушона? А знаете, что назвали в честь Мишеля Жоназа? Астероид! (27949) Jonasz est un astéroïde de la ceinture principale d'astéroïdes. Что, в-общем-то, и логично.

А декретом от 8 марта 2018 года Мишель Жонас был удостоин звания «Commandeur de l'ordre des Arts et des Lettres». «Орден Искусств и литературы» имеет три ступени: кавалер, офицер и командор. Жонас был удостоен высшей степени – командора.

Я решила, что мы с вами не будем слушать песни из последних альбомов Жонаса. Самый последний еще недоступен в сети, а то, что я слышала, немного разочаровывает: исчез прекрасный жонасовский голос с его уникальным тембром. Увы. Остальные я слушала, они чудесные. Но вспомним, что мой цикл называется "Французская песня 1970-1980 годов". Да, Мишель Жоназ был крупнейшей звездой на небосклоне этих десятилетий, и 1990-х частично тоже. Но не 2000-х. Что не помешало ему навеки войти в историю в качестве уникального артиста, подарившего своим поклонникам творчество высочайшего уровня и создавшего десятки бессмертных песен.

Одной из них я хочу завершить эту главу. Одной из тех, что могут исполняться сколько угодно и каждый раз они будут звучать по новому. Мы слушали «Рыжих муравьев» в год их написания (1981), а сейчас услышим (и увидим) версию 2005 года. Было три с половиной минуты, стало восемь. Послушаем эту красивейшую прелюдию, восхитимся этой особенной атмосферой и энергетикой концерта, этой полной самоотдачей певца, этими чудесными словами и музыкой, и встанем вместе с залом в конце, присоединившись к несмолкающим овациям.

© NM sova_f (Наталия Меерович)

Следующая наша глава – Франсис Кабрель.

Tags: 70-80, Мишель Жонас, лекции, французская песня
Subscribe

Posts from This Journal “70-80” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 88 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →