Пестренький (sova_f) wrote,
Пестренький
sova_f

Category:

Чтиво-11

Пока верстается следующий номер Канады, напишу о чтиве, а то окончательно забуду свои впечатления.

В прошлом посте я открывала для себя Шалева с его «Домом в пустыне». А этого сезона открытием стал писатель Михаил Шишкин и его роман «Венерин волос». Такого гениального потока сознания уж не помню когда и видела. Я вообще-то потоки сознания не очень жалую как класс, а от этого просто балдею – к чему бы это? По образности и плотности текста полкниги тянет на отборную поэзию, остальное – сюжетно-историческая линия, тоже интересная и увлекательная. Все вместе – Литература с большой буквы, без дураков. Только при чтении таких книг, - сказал Левка, - вдруг начинаешь понимать разницу между двумя типами писателей: вот одни, вполне качественные и достойные писатели, там и сям собирают по капельке-детальке всякие полезные заметочки, авось для будущего романа сгодится, и впоследствии умело вплетают их в сюжет – а вот другие, щедрой рукой рассыпающие отборные жемчуга таланта, и не оскудевает их рука (то есть Левка выразил это куда менее вычурно, но смысл был такой).

Это все я написала позавчера. А теперь внимание – сюрприз!
camomile в этом посте ссылочку дала: прошу любить и жаловать! Можно и обсудить. Ну а мы продолжим так, как было задумано.

Собственно, мысли про писателей разных типов пришли Левке в голову не без влияния последнего романа Дины Рубиной «На солнечной стороне улицы». Лучше «Синдиката», гораздо лучше (что впрочем, немудрено). Даже любовь к любимой себе почти не просвечивает, зато проснулась отчего-то любовь к многоточиям. На Улицкую я уже жаловалась за вакханалию многоточий в «Людях нашего царя» – а теперь вот и Рубина туда же. Чем вдруг прельстил этот знак препинания обеих наших примадонн - непонятно. Ну ладно, простим. Правильно говорит подруга Ленка, что в особый кайф эта книжка бывшим ташкентцам. Но и мной читалась вполне: понравилось, как персонажи хорошо выписаны, и про Ташкент опять же интересно. Но концовка сладкая, а Левка справедливо по этому поводу говорит, что жизнь может себе позволить такие концовки, а литература – никак.

Без Шалева на сей раз тоже не обошлось. Прочтя его «Эсава», я тем самым закончила все его четыре романа, которые были переведены на русский (причем два из них сдуру прочла на иврите). Вообще-то «Дом в пустыне» мне лично больше понравился, как-то ближе мне он по духу: чернухи поменьше и маркезианских штучек тоже. Но об «Эсаве» тоже можно только восторги. Наверное, эта книга и самая изощренная, и самая глубокая из четырех, и чего в ней только нет – и библейские ассоциации, и исторические, и литературные, и какие только жизненные темы не затронуты: отцы и дети, сефарады и ашкеназы, первопоселенцы и эмигранты, не говоря уж о смерти и любови. Под конец же романа автор не преминул выжать из меня традиционную слезу, как только он один и умеет. На этот раз Алла Фурман и Рафаил Нудельман проявили не только переводческое мастерство, но и написали прекрасное послесловие, обязательное для прочтения. Пока читала его, образы и сюжетные линии перетасовывались в голове, вставали на место, обретали дополнительную глубину. Так и хотелось оставить переводчикам восторженный коммент, а заодно расспросить о некоем глюке на странице 308 – жаль, что у них нету ЖЖ.

Еще я в прошлый раз восторгалась «Гиппопотамом» Стивена Фрая, а нынче добралась до «Лжеца». Но тут восторга не случилось. Снова противноватый главный герой, и лучше со временем не становится. Зато в конце выясняется, что на протяжении всей книги автор над нами злобно издевался, а я этого не люблю. Конечно-конечно, нас предупреждали в эпиграфе, что «во всем последующем нет ни единого слова правды», но почему-то об эпиграфе этом вспоминаешь лишь закрыв последнюю страницу книги. Не то что у меня претензии к качеству письма или чего, но вот душевно мне роман совсем не близок, да и кому он может оказаться близок, не совсем понятно. Меня утешает, что это дебютный роман писателя, и более поздний "Гиппопотам" явно лучше "Лжеца". Интересно, какими окажутся «Теннисные мячики небес» и «Как творить историю».

Продолжая потихоньку осваивать Пратчетта, прочла «Вещих сестричек». Ну ничего, нормально. «Цвет волшебства», правда, больше меня поразил - возможно, из-за свежести восприятия совершенно нового для меня автора – но «Сестрички» тоже в кайф. Какие-то тут явно игры с историей, с Шекспиром – знала бы историю, больше б поняла. В прошлых обсуждениях знатоки и фанаты Пратчетта любезно подбросили мне библиографию и оценку его романов, а еще kandidych когда-то у себя выложил порядок чтения Пратчетта – так вот пусть все это будет здесь под рукой, чтоб знать на будущее, чем продолжить. Хотя на этот раз мне и так ясно, что это будет Mort, и по-английски. Буду, пожалуй, читать по рекомендованной книжке Пратчетта раз в сезон, чтоб не надоел.

Впрочем, кого вообще из ярких писателей-стилистов можно себе позволить читать подряд? Да никого, разве что Барнса – потому что он всегда разный.

Вот и ныне Барнс поразил меня «Попугаем Флобера». Давно не читала такого занудства! В принципе, если вам интересен Флобер, или рассуждения об истории литературы, или биографии литераторов, или некие исторические аспекты литературоведения – то можете, конечно, полистать это с любовью написанное эссе. Но на книжке значится «роман»! И я, как доверчивая дура, прочла эту нудятину от корки до корки в стремительно тающей (и наконец растаявшей) надежде, что любимый писатель щас каак развернется да каак вдарит... Короче, не рекомендую. Еще немного таких экспериментов – и я на Барнса обижусь не на шутку.

И буду читать Орхана Памука. Расскажите мне, друзья, с какого цвета книги стоит заводить с ним знакомство, и есть ли какой хороший человек в Израиле, чтоб одолжить ее мне на пробу?
ПС А также "Замыслил я побег" Полякова (в бумажном варианте): не завалялось ли у кого пожалуйста? Я почитаю и верну!
Tags: книги
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 107 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →