Пестренький (sova_f) wrote,
Пестренький
sova_f

Categories:

Чтиво номер 56: Людмила Улицкая, Гузель Яхина, Жоэль Диккер, Харуки Мураками

Людмила Улицкая, «Лестница Якова». Книгу безусловно стоило прочесть – не столько из-за художественных достоинств (есть у меня сомнения на эту тему), сколько из-за удивительной истории, положенной в основу романа. Из интервью с Л. Улицкой: Это история семьи, история поколения, история страны и человечества. Почему человечества? Потому что меня с юности лет очень волнует эта вполне научная тема – что и как мы получаем от своих предков. На вопрос «как» ответ оказался более простым – открыли великую спираль ДНК, поняли, как кодируется текст всего живого. Вопрос «что» оказался более сложным, отчасти я нашла этот ответ, прочитав письма моего покойного деда, которые попали ко мне через сто лет после написания первого письма этой переписки – в 1911 году. Оказывается, деда Л.Е. видела всего один раз в жизни, когда ей было 12 лет. И теперь, читая его письма, была поражена, насколько она на него похожа. И поняла, что просто обязана эти письма опубликовать в том или ином виде – так что в романе эти настоящие и живые письма вплетены в художественный текст, повествующий о жизни четырех поколений семьи. Якову я сильно сопереживала; душа за него болела непонарошку. Ну что же он продолжает любить эту женщину, мизинца его не стоящую? Почему не возьмет судьбу в свои руки – насколько это возможно в тех обстоятельствах (а было же возможно)... Минусы: слишком затянуто. Очень много про театр – будучи к нему равнодушной, я откровенно скучала. При всем моем уважении, и письма Якова нужно бы подсократить. А дурацкого персонажа Гришу и длинные рассуждения про молекулярные компьютеры вообще выкинуть нафиг. И бог с ней, с историей человечества. Еще одна важная мысль (отсюда): «В каждой постсоветской семье есть тайна, о которой не говорят, – рассказывала Улицкая на одном из своих выступлений. – И если историю страны можно переосмыслить, переписать, она гнется, как пластмассовая, то история семьи – не гнется, не ломается… Ее невозможно переписать. И тогда свидетельства семейных архивов становятся неоспоримыми доказательствами того, что «это было».

Гузель Яхина, «Зулейха открывает глаза». Вот совпадение: восторженное предисловие к дебютному роману молодой писательницы написано все той же Улицкой. И тема вроде бы та же – а какие разные эти два романа! Мало кого «Зулейха» оставила равнодушным, при этом некоторым вообще не понравилась. Довольно распространенное мнение: необыкновенно ярко и талантливо написанная первая часть («Один мой день» в татарской деревне, «какого хорошего человека Аллах послал») и далее по убывающей. Есть в этом конечно сермяжная правда. Но лично меня как захватило в самом начале – так и не отпускало до конца. Вот хотя бы профессорское яйцо – какая чудная находка, и момент избавления от него тоже. Последующая докторская история – все же перебор, но если рассматривать книгу частично как притчу (а она и есть) – сойдет. И вот эта мысль: оказывается, для кого-то и сталинские спецпоселения оказались освобождением. Богатый, изысканный текст – и в то же время на удивление легко читается. И начитано совершенно прекрасно (Елена Калабина). В общем, необычная и замечательная книга, просто свежий ветер в российской литературе.

Жоэль Диккер, «Правда о деле Гарри Квеберта». Огромное спасибо Маше за рекомендацию. Собственно, и рецензию можно прямо у Маши прочесть. Очень мне понравился роман! Такая изящная композиция, и так умно автор водит читателя за нос, что я совершенно не заметила перечисленных Машей недостатков. Аудиокниги нет, читала глазами, ни одной глазоминуты не жалко. Единственный минус – недосып на лице: читала перед сном, оторваться не могла.

Харуки Мураками, «Бесцветный Цкуру Тадзаки и годы его странствий». Мураками – большой мастер создания миров и атмосфер, отмеченных личной печатью. Игорь Князев – своих. А сочетание одного с другим неминуемо погрузило меня в атмосферу «1Q84» – и сразу вспомнились все перипетии сюжета... и снова сожаление, что так здорово там начиналось и продолжалось, и ни к чему не привело... Здесь – по-другому. Более интимно и камерно, заявок далеко идущих не подается, и потому ожидания более или менее оправдываются. Алле очень понравилось, а меня что-то совсем не зацепило. Отсюда и недоумения: какая-то вставная новелла ни сбоку-припеку, повисший в воздухе пианист с таинственным мешочком, какие-то шестые пальцы, а кто убил и зачем – мы так и не узнали. Ну и вечные эти повторы и манера героев переспрашивать каждую фразу… Вот музыка, присобаченная Князевым к тексту, исключительно хороша (что, впрочем, не новость). Все, буду, пожалуй, с Мураками завязывать.

И еще у меня вопрос. Народ сильно хвалил «Ложную слепоту» Уоттса. А я о ней узнала в своем восторженном посте про «Криптономикон». И вот начала читать и не знаю, стоит ли продолжать. Я ж фантастику если люблю, то не за нее самое, а за то, что к ней прилагается. А тут, похоже, научная фантастика «хардкор» – то есть исключительно ради фантастики и написано. Бросить, да? А вдруг оно пойдет другим путем – а у меня терпения не хватило...
Tags: аудиокниги, книги
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 142 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →