Пестренький (sova_f) wrote,
Пестренький
sova_f

Category:

Чтиво номер 51: Юрий Трифонов, Людмила Улицкая, Розамунда Пилчер, Юнас Юнассон

Дорогой pan_zuzia сделал мне очередной подарок – спасибо огромное! Узнала себя по книгам, а как пригляделась – и по другим неуловимым чертам. Пусть этот прелестный портрет повисит немного здесь, а потом я его переадресую в оглавление книжное, где ему самое место.


По такому замечательному случаю – еще четыре книги.

Юрий Трифонов, «Время и место». Роман считается автобиографическим, но если сравнивать сюжет с биографией писателя на Википедии, не так уж много находится фактических совпадений. Что же до мыслей, чувств, досконального самоанализа – понятно, что откровенно донельзя. И надо сказать, что довольно сильно эти мысли и чувства резонируют с моими, идентификация с главным героем и сопереживание были у меня по максимуму. Очень современно написано, ничего советского в духе романа, кроме (ну да) времени и места. Оригинальная композиция: герои появляются, исчезают на нереально долгое время – кажется, что навсегда – а потом вдруг появляются вновь, эффектно закольцовывая сюжет. То, что написано в Википедии про зрелого Трифонова вообще, очень точно описывает и эту его книгу, последнюю. Повести фактически представили читателю нового Трифонова: мудрого, грустного, зорко видящего в обыденности и мелочах быта подлинные человеческие драмы, умеющего тонко передать дух и веяния времени. Манера письма Трифонова — неторопливая, рефлектирующая, он часто пользуется ретроспективой и сменой перспективы; основной упор писатель делает на человеке с его недостатками и сомнениями, отказываясь от какой бы то ни было чётко выраженной общественно-политической оценки. i_shmael давным-давно мне эту книгу рекомендовал, а я все ждала, а вдруг начитают? И начитали, и совершенно прекрасно (Владимир Сушков). Спасибо, Миша.

Людмила Улицкая, «Священный мусор». Еще одна книга о «времени и месте», но совсем другого жанра. Весьма необычное ирландское рагу: эссе, мемуары, публицистика, фрагменты интервью и переписки, дневниковые записи, комментарий к некоторым собственным романам, подведение жизненных итогов, размышления о самом сокровенном. Нет, не все мне было интересно: некоторые фрагменты казались скучными или заумными, часть публицистики явно потеряла остроту и актуальность. Но многое пришлось очень близко к сердцу, открыло новые знания. К примеру, безумно интересна переписка с Ходорковским, интервью с литературным критиком Львом Данилкиным (вот уж от кого не ожидала эдаких комсомольских позиций). Про диссидентов очень интересно (про них мне всегда), узнала много нового о прототипах «Зеленого шатра». Очень пронзительные и глубокие тексты о жизни и смерти, о собственной борьбе с тяжелой болезнью, про отношения с религией. От атеизма к православию, от православия к католичеству – и теперь совсем отошла от религии. (Интересно, что у меня есть одна френдесса (из близких и любимых), проделавшая ровно тот же путь.) Образ автора, вырисовывающийся из всего этого – цельная, сильная, мудрая женщина, во всех отношениях достойная личность. Менч. А вот вломиться в чужой монастырь с эдаким «Даниэлем-переводчиком» – это то ли ума в свое время не хватило, то ли такта. Жаль, если честно. Умом я десять раз простила ей ту книгу, а вот сердцем не могу.

Розамунда Пилчер, «Канун Рождества». Сама не знаю, что делает в моих списках это розовое сюсю-мусю (очень соответствующее имени «Розамунда», хи-хи). Впрочем, читала не корысти ради, а потому что действие происходит в Шотландии, и надо было вникнуть в атмосферу перед поездкой. В атмосферу получалось вникать примерно до середины, а потом герои настолько четко разделились на плохих и хороших и атмосфера заволоклась такой сладкой патокой, что не знала уже, смеяться или плакать от умиления. Решила, что все-таки смеяться, и ржала сама над собой, что я это слушаю, но в конце концов подумала вот что. Что это ж прекрасно, когда тебя окружает такое количество добрых и хороших людей, и в конце концов, через тернии к звездам, все находят свое щастье! Однако хорошенького понемножку и Never Again. Что плавно выводит меня на следующую книжку – совершенно чудную, уморительную, жизнеутверждающую.

Юнас Юнассон, «Сто лет и чемодан денег в придачу». Тут Алле alla_hobbit душевное спасибо за рекомендацию. В оригинале называется «Столетний старик, который вылез в окно и исчез». Старик не лыком шит, перед эдакой биографией сам Форест Гамп нервно курит в сторонке. А поскольку львиная доля похождений и исторических свершений Аллана приходится на СССР, воспринимается это все совсем как родное. Автор, кстати, хоть и швед, демонстрирует недюжинное знание советской истории. Над Сталиным, к примеру, стебется с большим вкусом, и даже маршала Мерецкова помянул добрым словом. (Кстати, добавьте про маршала в Википедию, кому не лень.) Помимо забойного сюжета, роман представляет собой какой-то немыслимый фейерверк легкого, умного и блестящего юмора, по уровню и стилю напоминающего о другом обожаем мною скандинаве. Возьмите Эрленда Лу – умножьте в 10 раз силу, остроту и количество юмора и поуменьшите глубины... Ничего, фиг с ней с глубиной, все равно полный восторг. А с аудиокнигой получилось обидно. Есть две версии, начитанные отличными чтецами: Юрием Лазаревым и Игорем Князевым. Мне попалась версия Лазарева, и она была чудо как хороша, ну а Князев хорош всегда. Жаль, что их работа сосредоточилась на одной книге, лучше бы две начитали мне на радость.
Tags: аудиокниги, книги
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 125 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →