Пестренький (sova_f) wrote,
Пестренький
sova_f

Category:

Чтиво номер 42: Владимир Шаров, Виктор Пелевин, Алекс Тарн, Сара Уотерс

Владимир Шаров, «Репетиции». Шарова мне рекламировали сразу трое персон, исключительно мною уважаемых: i_shmael, nelublukepkin и Михаил Шишкин (последний – разумеется, не мне лично). Прочтя книгу (романом назвать язык не поворачивается) не без удовольствия, поминутно восхищаясь эпическим размахом сюжета и стилистическим мастерством писателя, я, конечно, поняла, что ничего не поняла. Вот сначала некий Ильин проповедует свое учение, каковое мне девичьим умом не постигнуть. Потом возникает профессор философии Кучмий, у него тоже много разных идей. Потом появляется Суворин, и лишь через смерть Суворина рассказчик выходит на Кобылина, который и есть источник и даже субъект главной фантасмагории внутри этого романа-притчи. И вот эта последняя и самая длинная часть (про те самые «репетиции» второго пришествия Христа) заставляет забыть о странной череде вышеупомянутых персонажей, едва ли связанных меж собой, и наконец читается совершенно взахлеб. Идей из этой части каждый может накопать на свой вкус, и с лихвой, и написано очень здорово. Вот француз, к примеру, пишет (Филипп-Жан Катинчи. "Le Monde"): «Некоторые романы завораживают размахом литературного замысла, другие – взыскательностью письма, третьи – абсолютной оригинальностью повествования. «Репетиции» Владимира Шарова соединяют все эти качества. И да, я с ним согласна, только оригинальности тут, на мой взгляд, небольшой перебор. Вот еще, кстати: свпадения в судьбах Сертана и Поля Берлина (отца Миши-переводчика), рассуждения об убийцах и убитых – оно тут какую роль играет? Какая-то странная цень звеньев, едва-едва держащихся друг за дружку – и при этом ни малейшего сомнения, что автор знал, что делает. По такой литературе надо писать серьезные критические статьи – а где они? Та, что прилагается к книжке – сплошная болтовня и переливание из пустого в порожнее. Прав наверное Ишмаэль, советуя перечитать книгу заново и найти там отсутствующие связи. Ну вот да, щас прям все брошу и пойду перечитывать – а вдруг и по второму разу не пойму? Короче, люди дорогие, объясните, что это было, хоть намеком.

Виктор Пелевин, «Бэтман Аполло» – продолжение «Empire V»: то же время и место, тот же баблос, те же вампиры. И уже не совсем тот компот из гламура и дискурса: чтоб было не скучно, теперь к ним добавился «протест», который тоже, оказывается, составная часть нового гламура, срежиссированная вампирами. И эти вот циничные наезды на оппозицию как таковую и Пусси Райот в частности – это какбе не комильфо по моим понятиям. Не, не то чтобы автор имел намерение лизнуть Путину – это нет. Великий Пелевин не тут и не там, он типа в эмпиреях и над схваткой – но смотрится эта выходка все равно неважно. Еще поддостали бесконечные философские беседы учителей с учениками, объясняющие мироустройство всухую. И наконец, мешает невольное сравнение с предыдущим романом – «Снафф» ведь был просто блеск, читался на едином дыхании и сильно выбивался из общего пелевинского дискурса контекста последнего десятилетия. А этот не выбивается. Примерно половина романа все же читалась с интересом – про вампиров много нового узнала, про Дракулу, про природу интернета – так что некая польза из этого чтения таки произошла.

Алекс Тарн, «Квазимодо». Первое знакомство с писателем-соотечественником, многообещающее. Не знаю, как это будет не-израильскому читателю, а мне очень понравилось. Тема весьма чувствительная; читая, не очень понимала, как такую историю можно достойно закончить – а вот и зря боялась: концовка тоже оказалась на уровне. Особо надо отметить главы, написанные от имени собаки (и еще более особо – про то, как машины на шоссе охраняют свою территорию). Вот отличная рецензия на книгу (кто бы такую на «Репетиции» написал – так нет). На самом деле, про первое знакомство с автором я слукавила: давно уже читаю ЖЖ Тарна alekstarn, и публицист он тоже прекрасный.

Сара Уотерс, «Тонкая работа». Смешно получилось: как раз когда я была на середине книги, Варана задала про нее вопрос, и я ей даже там ответила. Теперь же, когда прочла, отвечу совсем по-другому. Да, мыльная опера, да затянуто и неувязки по сюжету. Две хорошие вещи однако отмечу: во-первых, все-таки завлекательно, и во-вторых, название «Тонкая работа» красиво обыгрывается на протяжении романа во всех возможных смыслах. Но с «Ночным дозором», читанным ранее – никакого сравнения. Тот роман тоже страдал затянутостью, но то была литература (плюс к тому же и история), и то не была женская проза, хотя про женщин, а это та самая женская и есть. А еще кандидат на букер – ну-ну. Так всех букеров невесть кому раздадите, а кому надо – не хватит.
Tags: аудиокниги, книги
Subscribe

  • Дыбр

    1. Появились три "зеленые" страны, после которых можно не сидеть в карантине. Стали доступными тесты. До 31 декабря мне надо отгулять ненулевое…

  • Эйлат-2, сентябрь 2020

    Начало 14.09.20 (продолжение) В коралловом заповеднике кроме мостков есть место, где можно зайти в море прямо с берега (огорожено вот этим…

  • Эйлат-1, сентябрь 2020

    13 сентября 2020 Другу нашему Сереге – ручки целовать (или ноги, как нынче модно). Это он придумал 13 сентября поехать в Эйлат. Вот, – говорит, –…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 73 comments

  • Дыбр

    1. Появились три "зеленые" страны, после которых можно не сидеть в карантине. Стали доступными тесты. До 31 декабря мне надо отгулять ненулевое…

  • Эйлат-2, сентябрь 2020

    Начало 14.09.20 (продолжение) В коралловом заповеднике кроме мостков есть место, где можно зайти в море прямо с берега (огорожено вот этим…

  • Эйлат-1, сентябрь 2020

    13 сентября 2020 Другу нашему Сереге – ручки целовать (или ноги, как нынче модно). Это он придумал 13 сентября поехать в Эйлат. Вот, – говорит, –…