Пестренький (sova_f) wrote,
Пестренький
sova_f

Category:

Чтиво номер 41: Андрей Курков, Филип Дик, Иан МакЮэн, Владимир Маканин

Андрей Курков, «Пикник на льду». Спасибо, о some_alef, за чудное открытие. Легкая, прозрачная, без претензий, казалось бы, проза – но слегка ироничная, с подводными течениями и даже некоторым сюром, рядящимся под реализм. Не то детектив, не то триллер, не то психологический роман; лейтмотив – одиночество. Замечателен финал – и совершенной неожиданностью, и тем, как одним махом разрешает все загадки. Ну и заключительная фраза (не буду спойлерить), проводящяя параллель между двумя героями романа (наверняка не каждым читателем замеченную) – просто вишенка на торте. И если уж мы о сюре, то сюр отдельный – цитаты, найденные мною в сети после прочтения романа: «Романы Андрея Куркова переведены на 22 языка»; «Курков — единственный писатель постсоветского пространства, чьи книги попали в топ-десятку европейских бестселлеров.»; «…во Франции «Пикник на льду» включен в обязательную программу чтения по зарубежной литературе». При том, что лично я это имя услышала месяц назад. Это как вот так? Говорят, что в России его игнорируют из-за того, что он украинец (киевлянин, пишущий на русском). Может быть, может быть… а я пока что очень и очень его рекомендую – по крайней мере эту книгу. И аудиокнигу, кстати, тоже: она чудно начитана, оторваться конкретно не могла, приходилось гулять дополнительные километры.

Филип Дик, «Человек в высоком замке». А это как раз очень известная вещь, классика жанра альтернативной истории. Типа, во Второй мировой союзники капитулировали перед Германией и Японией, а действие романа происходит 15 лет спустя. И вот, такова вроде бы тамошняя альтернативная реальность. Но этой реальности противостоит еще одна, описанная в полузапрещенном романе «Когда наестся саранча», и та реальность, которая из романа – она почти наша, но тоже не совсем. И еще эти реальности как-то проникают одна в другую, и еще некоторые герои постоянно консультируются с «Книгой перемен» (И-цзын), которая тоже как-то там генерирует свои реальности – в общем, непросто. А написано очень хорошо. Альтернативная история выписана логично, персонажи не белые и не черные – вполне себе живые, и связи меж ними затейливы. Рассказ увлекателен, подчиняется хорошему ритму и есть в нем хороший такой подводный юмор и ироничность – как в манере, так и в контенте (ну, например, меж континентами они летают на ракетах, а в городе перемещаются на «педикэбах», то есть рикшах). Не понравилось мне одно – концовка. То есть сначала я подумала, что это я одна такая дура и ничего не поняла. Полезши однако в тырнет, нашла следующее удивительное: «Сам Филип Дик говорил, что постоянно обращался к И Цзин, когда писал свой роман. Чтобы определить какие гексаграммы выпадали у его персонажей при гадании, он сам гадал по И Цзин. Также он сказал, что позже он никогда так не делал, потому что из-за И Цзин роман вышел каким-то незаконченным». О как. Но все равно штука хорошая – и даже жутким образом начитанная аудиокнига не смогла ее испортить.

Иан МакЮэн, «Искупление». Однажды у меня уже не получилось полюбить МакЮэна: так сильно хвалили «Амстердам» – а он мне ну совершенно не понравился. Но после оды МакЮэну, написанной одним моим уважаемым френдом, захотелось сделать вторую попытку. Сделала, результат неоднозначен. В минус роману – излишняя затянутость, натурализм и общая жестокость автора по отношению к читателю: вот тюкает и тюкает по темечку – да так, чтоб побольнее. В плюс – несомненное мастерство, эпичность повествования, и особенно ценное для меня – картина разгрома союзников во Франции. Читая этот роман параллельно с «Человеком в высоком замке», я легко могла себе представить, каким образом и в какой момент наступила альтернативная реальность, описанная Филипом Диком. Что ж до постмодернистской концовки «Искупления» – это я еще не решила, в плюс она ему или в минус. Протицирую все-таки i_eron'а: Главный недостаток МакЮэна – отсутствие чувства юмора и самоиронии. Он относится к себе слишком всерьёз, слишком уверен, что он – Великий Писатель, и именно это не даёт ему вполне быть им в моих глазах. Но в целом он, без сомнения, большой писатель. В общем, вторая с моей стороны попытка полюбить и оценить МакЮэна оказалась удачнее первой, но в число любимых писателей он явно не вошел. Что-то мне с Ианами не везет.

Владимир Маканин, «Один и одна». Великолепные портреты холостяка и старой девы – людей, казалось бы, созданных друг для друга, но «не узнавших свою половинку». И в качестве бонуса – массивный надгробный камень, водруженный автором на могилу шестидесятников. Написано тонко, иронично, порой цинично. Сказала бы «мастерски», если б не мегазатянутость. В этом плане книга – для сильных духом. Левка сломался на двух третях, а я дослушала, и не без удовольствия. Просто вдруг поняла, что это занудство, вплоть до почти дословного повторения некоторых фрагментов – на самом деле симфонические вариации, джазовые повторы, осознанно добавленные к тексту. Повертеть, покрутить – и так, и сяк. Будто автору самому жалко прихлопнуть уже крышку этого гроба и засыпать окончательно землей дорогую для многих нас эпоху и двух не самых удачливых ee представителей. Могу его понять, мне тоже жалко.
Tags: аудиокниги, книги
Subscribe

  • Чтиво номер 89: Дэн Симмонс, Мишель Бюсси, Алексей Сальников, Арина Обух

    Дэн Симмонс, «Гиперион». « Террор» все же был очень крут, и другая, самая известная книга Дэна Симмонса в моем окружении упоминалась не раз ( тут,…

  • Наш ответ Керзону

    После того, как в предыдущем посте я дала ссылку на сакраментальный рейтинг Полки « 100 главных русских книг XXI века», мне ужасно захотелось…

  • Текст и аудио

    1. Все, что я хотела, но ленилась сказать про подкасты и прочие видео, высказал Авва. 2. Нас и на работе некоторое время тому назад заставляли в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 112 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Чтиво номер 89: Дэн Симмонс, Мишель Бюсси, Алексей Сальников, Арина Обух

    Дэн Симмонс, «Гиперион». « Террор» все же был очень крут, и другая, самая известная книга Дэна Симмонса в моем окружении упоминалась не раз ( тут,…

  • Наш ответ Керзону

    После того, как в предыдущем посте я дала ссылку на сакраментальный рейтинг Полки « 100 главных русских книг XXI века», мне ужасно захотелось…

  • Текст и аудио

    1. Все, что я хотела, но ленилась сказать про подкасты и прочие видео, высказал Авва. 2. Нас и на работе некоторое время тому назад заставляли в…