Пестренький (sova_f) wrote,
Пестренький
sova_f

Category:

Французская песня 1950-1960 годов. Жак Брель. Жорж Брассенс. Еще раз о троих великих

Аристид БрюанЖюльетт ГрекоМулуджи Серж РеджаниЖорж Брассенс – Жак Брель – Лео Ферре – Жан Ферра – Борис Виан – Ги Беар – Шарль Азнавур – Барбара – Клод Нугаро – Серж Лама – Мирей Матье – Серж Генсбур

Эта глава моей лекции будет одновременно самая короткой и самой длинной. Длинной – для тех, кто захочет прочесть и послушать две персональные лекции, посвященные Брелю и Брассенсу.

Жорж Брассенс 1; 2; 3; 4
Жак Брель 1; 2; 3; 4

Короткая – потому что не думаю, что стоит множить сущности и копировать то, что уже писала в кратком варианте: про Жака Бреля и Жоржа Брассенса как двух великих столпов французской песни, и про третьего «великого»: Лео Ферре.

Трое великих: выбирая по песне

По поводу «третьего великого» у меня случился эмоциональный разговор с неким не знакомым мне Артемом(-не-Гальпериным). Главное утверждение Артема – что «величие» каждый понимает по-своему и официально никакого «третьего великого» назначено не было. Не соглашаясь ни в коем случае определить Азнавура или Беко на это место, я все же на минуту допустила, что культовый снимок ввел меня в заблуждение, и внимательно изучила весь материал встречи за круглым столом именно на этот предмет. Да, сомнения нет, здесь эти трое однозначно называются тремя великими всех времен, и утверждение это повторяется не один раз. Но заодно! впервые в жизни я прочла полный репортаж об этом уникальном событии (раньше его не было в сети). Речь идет о знаменитом интервью, подготовленном и проведенном журналистом Франсуа-Рене Кристиани и запечатленном на пленку фотографом Жан-Пьером Лелуаром.


Я, наверное, вот что сделаю: очень кратко, почти бессистемно, набросаю тут вещи, которые произвели на меня впечатление или просто показались любопытными.

Понедельник 6 января 1969 года, маленькая квартирка в центре Парижа. Круглый стол в салоне, все готово к встрече: магнитофон и микрофоны, фотоаппаратура, ручки, бумага, пиво для всех и для каждого участника – его любимое курево.

Первый раз звонок звонит в 16:28 – Брассенс; 16:30 – Брель, и 16.32 – Ферре. Начало пьесы разыгрывается как по нотам! И все трое очевидно счастливы этой возможности встретиться и поговорить друг с другом именно в таком составе – особенно Ферре, с самого начала больше всех воспламенившийся этой идеей.

Атмосфера невероятно живая, сердечная и дружеская – это ощущается в каждом слове. Все открыты и естественны, чувствуют себя как дома. Кроме Кристиани – он волнуется страшно, с трудом владеет голосом; он молод неприлично, 24 года! А ведь организация этого эпохального мероприятия – целиком его заслуга. Даже Брель произносит с изумлением в голосе: «Вы единственный, кому удался этот трюк!»

Разговоры, вопросы интервью постоянно крутятся вокруг того, что именно они – трое великих, восседающие на Олимпе. Это ни в малейшей степени не означает, что участники ведут себя как-то заносчиво – напротив, они скромны на удивление. Беседа протекает под смешки, они подкалывают и провоцируют друг друга, говоря при этом серьезные и глубокие вещи. Полнейшая гармония, абсолютная готовность услышать друг друга. И удивительно, как почти во всем их мнения сходятся.

– Жорж Брассенс, Жак Брель, Лео Ферре – осознаете ли вы тот факт, что вы являетесь тремя величайшими авторами-композиторами-исполнителями французской песни, на протяжении многих лет и с неослабевающим успехом? На этот главный вопрос – отшучиваются. Брассенс: Почему мы трое, ты понимаешь? – Ферре: Ну, видишь ли... мы трое – это такой мини-синдикат...

На вопрос, считают ли они себя поэтами, единодушие: да нет, какая поэзия – так, смешиваем слова с музыкой, затем поем – в общем, песенки пишем. Ферре предполагает за всех, что если б они не умели петь, то скорее всего и песен не писали. На сакраментальный вопрос, является ли песня искусством и если да, то «высоким» или «низким» («art major/art mineur») – ушли от ответа (и правильно сделали).

На вопрос о теме смерти в их творчестве, удивляются: как же без этого? Ну Брель-то молодой еще, ему неинтересно – бросает Ферре. И никто из них не ведает, что самый молодой уйдет из жизни раньше всех, и последним – как раз самый старший.

Почему-то интервьюер утверждает, что все трое – в какой-то степени анархисты. Что-то по поводу Бреля этот момент от меня ускользнул. Зато у Ферре (вот кто и правда всю жизнь размахивал анархистскими знаменами) выловила ценную цитату, пригодится мне на будущее.

Обсуждают брелево «относительное женоненавистничество». Неожиданное брелевское: «мы все трое слишком женственны, чтоб испытывать безумную любовь к женщинам».

На вопросе про веру и религию настает особое оживление: все трое – безбожники и богохульники, каких мало. Брассенс: «Я много говорю о Боге в своих песнях, но исключительно для того, чтоб люди поняли, что я хочу сказать».

О музыке Битлз отозвались охотно и уважительно. Брель: Они добавили чарльстонную педаль в гармонии Габриэля Форе. [...] Как и Жорж, я не очень понимаю, о чем они поют, но полагаю, это не имеет особого значения. На той же ноте поговорили и о Генсбуре – ну, там сложнее, мне сейчас лениво залезать в тонкости.

Вопрос о Битлз задан не случайно – все же переломный момент, смена эпох в жанре песни. И если уж про эпоху: ее веяние чуть ли не в каждой детали: иронической неполиткорретности, пиве на столе вместо воды, куреве этом – вот ведь сидят все четверо, дымят друг другу в лицо. Каждый своим любимым табаком...

В общем, материал совершенно бесценный для историков французской песни и преданных любителей ея. Кому показались интересными мои отрывки – читайте целиком, там еще много всего. Вот несколько слов про историю встречи. И сам этот исключительный документ, запечатлевший встречу троих величайших франкофонных певцов всех времен.

Меня ж считайте анархистом: ушла изучать творчество Ферре и прощаюсь, думаю, надолго. Лео Ферре никогда не был мне близок, как оба – при всем их колоссальном различии – Ж.Б. Но теперь есть у меня желание как можно глубже погрузиться в его творчество и написать о том максимально объективный (и неизбежно субъективный) обзор.
Tags: 50-60, Жак Брель, Жорж Брассенс, Лео Ферре, лекции, французская песня
Subscribe

  • Рено Сешан, revisited

    Кумир пригородной шпаны и французских интеллектуалов, возмутитель спокойствия и популяризатор арго, «нервирующий певец» (по собственному определению)…

  • Мишель Сарду, revisited

    Забросила работу над систематизацией своих лекций, попробую возобновить. И снова – не любимчик. Но такой, что невозможно не выделить его среди…

  • Жан-Жак Гольдман, revisited

    От «кумира девиц-тинэйджеров» в молодости, через звание «нормальный поп-идол» и до титула «personnalité préférée des Français». Певец, по…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 134 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Рено Сешан, revisited

    Кумир пригородной шпаны и французских интеллектуалов, возмутитель спокойствия и популяризатор арго, «нервирующий певец» (по собственному определению)…

  • Мишель Сарду, revisited

    Забросила работу над систематизацией своих лекций, попробую возобновить. И снова – не любимчик. Но такой, что невозможно не выделить его среди…

  • Жан-Жак Гольдман, revisited

    От «кумира девиц-тинэйджеров» в молодости, через звание «нормальный поп-идол» и до титула «personnalité préférée des Français». Певец, по…