Пестренький (sova_f) wrote,
Пестренький
sova_f

Category:

Чтиво номер 34: Сара Уотерс, М. и С. Дяченко, Джулиан Барнс, Елена Колина

Сегодня нет восторгов и криков ликования, но нет и плача по утраченному времени. Начну с самого интересного – все-таки новый для меня автор.

Сара Уотерс, «Ночной дозор». Левка где-то откопал эту аудиокнигу (начитанную Ерисановой, но в виде исключения пристойно), велел послушать мне тоже, и мне таки понравилось. Особенно интересны были две темы: лесбийская, проходящая через роман красной нитью (говорят, у Сары Уотерс это всегда), и про жизнь лондонцев под авианалетами Второй мировой (странно, что никогда ничего про это не читала). Главная изюминка книги – композиция: во-первых, двойное, тройное, даже четверное переплетение сюжетных линий, и во-вторых – то, что она написана «с конца»: сначала 1947 год, потом 1944 – и наконец 1941, ставящий точки над «i» и раскрывающий оставшиеся загадки. Впрочем, в результате подсказок и намеков мы уж и так обо всем догадались. Недостаток романа – местами излишняя детализация и как следствие, некое занудство – что, впрочем, бывает свойственно английской прозе, коей роман Уотерс являет образцовый образец. Со всеми ее (английской прозы) минусами и плюсами, и плюсов в данном случае несравненно больше.

Джулиан Барнс, «Англия, Англия». Барнс – один из моих любимых писателей, с этим фактом я живу уже много лет. И только после обсуждений в последнем посте, с легкой руки v888, я подумала, не следует ли пересмотреть сей его почетный статус. В самом деле: любимым он был назначен после трех книг, которые я прочла первыми (по счастливой случайности ими оказались «Как все было», «Любовь и так далее» и «История мира в 10 с половиной главах»), а дальше на автора продолжала работать репутация. Если же отвлечься от репутации и подумать, то что мы имеем? Занудный «Попугай Флобера», тошнотворное «До того как она встретила меня», обыкновенные «Артур и Джордж», «Метроленд» и два сборника рассказов – рядом с блеском «моих первых книжек» оно и рядом не лежало. Под обыкновенными я понимаю книги, которые мог бы написать не обязательно Барнс, а кто угодно другой. «Англия, Англия» – жесткая сатирическая антиутопия, карикатура на Англию с ее пресловутыми традициями и современную цивилизацию вообще – местами действительно напоминает любимого мною Барнса с его нестандартным взглядом на вещи, блестящим, не лишенным цинизма остроумием и копанием в психологических тонкостях. Но увы – только местами. Дам ссылки на две рецензии профессиональных критиков – обе интересны, обе не бесспорны. Верю, что главная силовая линия, главная тема книги - потеря и обретение подлинности. И верю, что "Англия, Англия" - это еще и маневр вдоль берегов англоязычной литературы, в ходе которого изо всех орудий обстреливается не только Шекспир, "Озерная школа" и прочие теннисоны, но и Джойс. Но вот увы – не зацепила меня эта книга, разрозненные части не слились воедино, не сложилась любовь.

Елена Колина, «Питерская принцесса». Чего-то я тут не понимаю. Мне показалось, что Колина считается трешевым чтивом? И если да – то почему? Легкий ироничный стиль с подтекстом, нешаблонные сюжетные повороты, живые характеры – вроде и узнаваемые типажи, а ведут себя достаточно непредсказуемо. А уж как читается... мы с Л. проглотили запоем и не заметили, как время прошло. Прикинувшись блондинкой особо светлого колера, спросила у Л., чем собственно эта книга хуже Улицкой в лучших ее проявлениях (почему Улицкой? потому что жанр вроде тот же: психологически-бытовая проза). И Л. отвечал, что до хорошей Улицкой Колина не дотягивает, а почему, объяснить не берется. Под лучшими проявлениями я имею в виду «Медею» или «Сонечку», а если брать, скажем, сопливые «Веселые похороны», то точно «Принцесса» мне нравится больше.

М. и С. Дяченко, «Vita Nostra». Современная российская фантастика – не моя чашка чаю, и читать Дяченок я думать не думала, если б не Игорь Князев, за которым после «Дома» я в огонь и в воду. Когда закончился «Дом, в котором», некоторые френды, чьим вкусам доверяю, присоветовали мне эту Виту Ностру, начитанную Игорем. И соответственно, первые страницы аудиокниги прошли у меня в тоске по «Дому» (голос, голос!). Но вскоре оно свыклось-слюбилось, и новый роман завлекал и интриговал уже сам по себе. Нельзя не признать, что созданный авторами мир, при всей его невероятности, построен последовательно и правдоподобно, в напряжении книга держит только так, и в принципе, невзирая на патетическую серьезность, написана хорошо. Однако ближе к концу, когда появляются все эти «глаголы в повелительном наклонении» – это уж, простите, детский сад какой-то. И даже нельзя сказать, что концовка неудачная или недостаточно проработанная, потому что смысл-то вроде и был в этой концовке и все повествование строилось на ней – иначе зачем все мучения, если не за глагол. В итоге не жалею, что прочла, но впредь Дяченкам отказать: не мое.
Tags: аудиокниги, книги
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 66 comments