Пестренький (sova_f) wrote,
Пестренький
sova_f

Categories:
  • Music:

Французская песня и я - часть 5. Памяти старой техники

Начало: 1, 2, 3, 4

Увлекшись книжками, я не смогла втиснуть в предыдущий пост про мои "лекции" описание их инструментария. Но это и хорошо – сейчас у нас получится такой отдельный и прочувствованный некролог, памяти всех.

Звук

Катушечный Юпитер-202 уже почти не застал эпоху лекций, застал ее красный кассетник «Романтик».

А Юпитер вот, пусть будет тоже:

«Романтик» для проведения вечеров натурально не годился, но при зале, где устраивали лекцию, была обычно аппаратура с хорошими колонками; в квартирах тоже, как правило, что-то было. В 1989 году я привезла из Франции двойной кассетник «Фишер» – и жизнь засверкала новыми красками, потому что качество у него было приличное, и можно было его таскать с собой, а также переписывать кассеты сколько вздумается. А то ведь я еще помню, как мы раньше переписывали: присоединяли один магнитофон к другому шнуром – и вперед. Только не всегда получалось.

Для каждой лекции была своя рабочая кассета. Но некоторые песни добавлялись в лекцию позже, а переписать кассету заново, чтоб было все подряд - нехорошо, теряется качество. Поэтому эти новые песни так прям с других кассет и ставились. Так что, к примеру, план программы "Под крышами Парижа" выглядел так:

Чтоб не дать диск-жокею как минимум расслабиться и как максимум - заснуть.

Слайд-проекторы

Удивительно, но свой первый (ручной-механический) слайд-проектор я таки выбросила - а ведь какая знатная была барахольщица. И в сети его не нашла – или не опознала. Что-то было похожее на вот это ("Свет", модель ДМ-4Т)

А потом из той же благословенной Франции в том же благословенном 89-м (или 90-м) я привезла автоматический проектор «Киндерманн» с пультом управления, ну и тогда вообще кайф настал. Можно было не сажать специального человека на проектор, а мне же одной и песни включать-выключать, и слайды переводить легким нажатием кнопки.


Слайды, диамагазины

Был такой в Москве магазин «Кинофотолюбитель» на Ленинском проспекте - наверное, и сейчас есть? Там я покупала диамагазины и рамочки для слайдов.

Диапроекторы автоматические и полуавтоматические рассчитаны на работу с диапозитивами (слайдами), вмонтированными в стандартные рамки размером 50х50 мм ГОСТ 17558-72. Разберите рамку на 2 части. Установите пленку эмульсионным слоем к темной половине рамки и присоедините вторую половину (светлую). Надежное соединение достигается сдавливанием обеих половин рамки пальцами по всему периметру. Рамки вставляются в кассету (магазин) в перевернутом виде и эмульсией к объективу. Каждый пенал содержит 2 кассеты (магазина), по 50 рамок в каждом. Пеналы могут фиксироваться между собой по вертикали и имеют наклейки для надписей. Вот так-то!

А еще были такие пеналы:

И еще у меня завалялся одинокий такой магазин на 30 слайдов, вот такой:
.
Но это ладно! Ведь до автоматических проекторов были ручные, и у них были совсем другие диамагазины:

На сайте, откуда я взята эту фотку, утверждается, что наиболее распространен был магазин на 36 слайдов (слева), а справа редкий тип — диамагазин на 30 слайдов для проектора «Свет». Надо же! У меня сотня диамагазинов этого редкого типа, а про нередкий я вообще не знала.

Слайды, рамки

Сначала советскому человеку рамочки были доступны только картонные

Потом возникли и пластмассовые. Сначала эти пластмассовые были куцые какие-то, скреплялись неудобно и норовили распасться на две половинки, затем появились гораздо более современные и дружественные к пользователю. 6 копеек стоили, как хорошо видно на фото


Эти слайды и коробочки не мои, а доброго человека из сети, но у меня были точно такие же, и это меня чрезвычайно с ним роднит


Композиция номер 27: слева вверху две картонные рамки, справа – две плохие пластмассовые, а внизу – мои сокровища. В смысле, их типичные представители

Слайды у меня хранились в магазинах старого пошиба (тех самых на 30 штук, которые редкие) в обувных коробках, перевязанных ленточками. В каждую коробку помещалось по восемь таких магазинов - как раз для одной лекции. Пока проектор был механический, так они все по очереди в проектор и вставлялись – только некоторые песни, общие для двух лекций («Песня для овернца», к примеру, была и в «Брассенсе», и в обзорной), приходилось перекладывать из одного магазина в другой. А с Киндерманом уж конечно, все слайды приходилось перекладывать в его большие магазины, а потом обратно. Этих больших магазинов не хватало на всю лекцию, так что в перерыве я отчаянно вытаскивала слайды 1-й части и заменяла их на слайды для второй.

Тексты и картинки для слайдов

Тексты песен я снимала на черно-белую пленку, а картинки – на цветную. Надо было знать заранее, на что будешь снимать, и покупать специальную пленку: негативную для слайдов и позитивную для фотографий печатных. То есть представьте себе: фотоаппарат один, а пленок - три вида: черно-белая для слайдов-текстов, цветная для слайдов-картинок и цветная для печати. Черно-белую для печати я не считаю - ее, мне кажется, перестали употреблять, когда появилась цветная печать. То есть надо было так рассчитать, чтоб закончить 36 кадров, и лишь потом перейти на другой вид. А бывали еще пленки и на 24 кадра, с ними получалось мобильнее. Хотите картинок? У меня есть!

А вот это не "Свема", а "Тасма" - помните, тоже было такое слово? это пленка Казанского завода.

А это цветная для слайдов:

Ничего-ничего, что для некоторых очевидно: пройдет несколько лет – и забудется, как не бывало.

В моем видеоряде была куча цветных картинок, которые я переснимала из художественных альбомов. Надо было их качественно переснять, да так, чтобы свету было достаточно. И я подлавливала солнышко, выскакивала во двор и щелкала их своим "Зенитом". Ладно летом, а зимой приходилось это делать на снегу. Случалось даже из "Иностранки" вынести тайком книжку - и на снегу во дворе ее щелк! А то в закрытом помещении всегда хуже получалось. Или не получалось вообще.

Готовые пленки я возила проявлять и печатать на край света, в Измайлово. Очень интересно, почему не нашлось такой фотолаборатории ближе – или слайды тогда проявляли не везде?

На заре туманной юности часть текстов песен (для черно-белых слайдов) написала Маринка Дубровина своим архитектурно-каллиграфическим почерком. А другую часть я – заглавными печатными буквами, как курица лапой.

Позже появился Вова Удалов, который не на шутку влюбился в Брассенса и значительную часть его песен набрал на компьютере (то бишь ЭВМ). Это было просто здорово! Можно было выставить жирный и крупный шрифт, распечатать каждый куплет на пол-листа - ну и сфотографировать обычным манером. А полностью на печатный текст я перешла только уже в Израиле, когда компьютеризировала свои лекции от начала до конца (правда, не все, а только четыре). Но вперед забегать мы никак не будем – это сколько ж мне еще всего рассказывать до Израиля.

Тубус

Афиши, которые были в прошлом посте, я таскала с собой вот в этом тубусе, чудом дожившим до наших дней. Все эти двадцать лет он стойко выдерживал перекладывания со шкафа на шкаф, а в этот раз не выдержал умывания и потек чем-то липким. Дождался все же, пока его увековечили.


Тексты лекций

Ну а тексты самих лекций печатала вот на чем. Извольте познакомиться: Портативная печатная машинка UNIS Tbm de Luxe. Югославского, кажется, производства. Хорошенькая... Вот ей богу, так и хочется тряхнуть стариной и со звоном перевести каретку - дзинь-ля-ля!

А да! Это ж вы еще не видели моих текстов! Чтоб получить разрешение на чтение лекций в клубах, надо было сдать рукопись в райком на цензуру. Справедливости ради надо заметить, что в райкоме их видимо не читали, потому что так ни слова и не исправили.

И еще вы не видели справку из общества "Знание", что я не хухры-мухры, а есть ихний лектор и имею право читать свои лекции где мне вздумается. Честно говоря, я и сама ее сто лет не видела

А вы, люди, не смейтесь надо мной. Скоро забудете совсем про негативы и позитивы, про ватманы и тубусы, про пищущие машинки и копирки, и про общество "Знание" заодно... Попытаетесь вспоминать - и не вспомните ничего. А у меня вот тут оно все, как в музее да по стеночкам, черным по белому да с картинками.
Tags: былое и думы, лекции, французская песня
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 97 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →