Пестренький (sova_f) wrote,
Пестренький
sova_f

Category:

Чтиво номер 28: Владимир Сорокин, Дина Рубина, Тонино Бенаквиста, Берил Бейнбридж, Анна Гавальда

Сорокинскую «Метель» читала запоем и с отвисшей челюстью, мэтр просто не устает удивлять. Это ж надо так – замаскировавшись под классическую русскую прозу 19 века, втюхать изумленному читателю невесть что: упряжку из пятидесяти крошечных лошадок, на которых ездят люди обычные, и крошечного же мельника с полноразмерной супругой, и витаминдеров каких-то с пирамидками, и китайцев заодно (что, впрочем, не новость) – а-а-а... Ай да Сорокин, ай да сукин сын. «Похоже, живородной пастой для Сорокина является не только классика, с помощью спрея «Мертвая вода» можно соединить несоединимое, а с помощью другого спрея — и оживить. Почему это срастается, когда по всем законам эстетики, логики и здравого смысла срастаться не должно, — мне неизвестно. Технология.» Это цитата из статьи Аллы Латыниной, которая так и называется: Тюбик «живородной пасты» и спрей «мертвая вода». Технология строительства сорокинской «Метели». Статья очень интересная, глубокая и познавательная, хотя местами совсем не очевидная. «Не надо читать интервью Сорокина, где он говорит о метафизике русского пространства», – предупреждает Алла Латынина. А мы вот возьмем и почитаем, потому как интервью это (газете «Известия») ничуть не менее интересно и увлекательно, чем статья АЛ. Разве не интересно, когда автор открытым текстом поясняет, что хотел сказать своей повестью? Там еще много всего: про дряхлый Запад и энергетически активный Восток, про государственную машину и «неучтенность» человека в России и да, про метафизику русской жизни и русского пространства. Короче, любит автор пофилософствовать про судьбы России. Есть еще одно интервью Сорокина – для радио «Эхо Москвы», оно выглядит мелковатым и смешноватым по сравнению с «Известиями», но живого Сорокина всегда занимательно послушать. Здесь автор рассказывает всякие другие вещи: про лакуны времени, и про «День опричника» как магический заговор, и про русского человека (опять!), который не может жить настоящим, а только прошлым и будущим. На вопрос о талантах молодого поколения хвалит только Михаила Елизарова (надо посмотреть, кто таков).

Дина Рубина, «Белая голубка Кордовы». Книга просто очень нравилась почти до самого конца: неожиданные повороты сюжета, богатый и образный язык, точность картинок, деталей и портретов – на эти дела Дина Рубина большой мастер. Не говоря о буднях (и праздниках) художников-реставраторов и теме подделок произведений искусства – это вообще страшно интересно и познавательно. Однако ближе к концу наступает разочарование: когда сюжетные загадки начинают стремиться к своим разгадкам, а разрозненные линии связываться в цельную картину, оказывается, что логика сюжета содержит изъян в самом своем основании, и к тому же последние главы превращают роман в мыльно-оперный боевичок, чего мы тоже не лю. Вот, собственно, главная претензия к точке опоры, на которой держится весь сюжет. И еще: если герой такой умный-умный, то покажи мне свои деньги то почему на протяжении трех страниц никак не догадается, о чем мы, несмышленный читатель, уже давно, сложив один плюс один, прорюхали (это я про сцену в доме Мануэлы). И все же я получила от романа удовольствие. И согласна с Кандидычем, что роман хороший и стоит быть прочтенным. Там в посте еще комментарии интересные, на тему владения автором матчасти: с одной стороны, доскональное и добросовестное знание главного предмета, с другой - проколы и неточности в мелких деталях, не связанных с основной темой. И все же это фигня по сравнению с жизненной силой книги. «Полиция Милана узнала кисть «русского» художника из Израиля в картине Кандинского». Вот уже действительно: «Искусство - в жизнь»!

Тонино Бенаквиста, «Сага». Очень неплохой стеб на тему модных телесериалов и массовой культуры вообще, местами весьма остроумный. Аудиокнига сделана с большой любовью и приятно слушается, мы начали слушать ее случайно и невольно втянулись: очень увлекательно в начале. Позже, правда, повествование тормозится и буксует на излишне подробном описании мыльных сюжетов (автор увлекся?), а потом – вот беда! – никак не может закончится. На протяжении последней четверти книги думаешь: ну вот, уж это-то точно заключение – ан нет. В этом общий недостаток аудиокниг: когда держишь в руке живую книжку – точно знаешь, что не конец. Однако самый последний конец замечательный и даже напоминает оный у «Generation П». Типа тема в воздухе носилась.

Берил Бейнбридж, «Мастер Джорджи». Хорошая, искусная классическая английская проза, и Заборовский со своей старомодной манерой чтения очень здесь уместен. В подтексте – игра смыслов и философских связей на тему памяти и смерти, соединенных в фотографии. Слушала эту книгу после Гавальды (см. ниже), после нее любая нормальная проза будет хороша, вот и я сначала наслаждалась, однако затем заскучала от статичности повествования, притомилась от ужасов войны и начала было спрашивать себя, зачем мне это надо. И лишь в самом конце, когда щелкает пятая фотопластинка, виртуозно закольцовывая сюжет и расставляя все по местам – тогда понимаешь, что книга хороша и слушал не зря. В смысле динамики чтения – забавная аналогия с предыдущей книгой, хотя ничего общего между ними нет.

Анна Гавальда, «Просто вместе». А вот это ужас-ужас. Возьмите пол-бочки дегтя и начните медленно и печально заливать туда мед. Еще ложечку дегтя под самый конец, и шапкой жирненького кремчика увенчать. Аккурат получится сей сентиментальный романчег о четверых одиноких фриках, вначале бежавших от своего щастия, но в конце концов его нашедших, гибрид рождественской сказочки и дамской прозы в худшем смысле этого слова. И все это прочитано с большим выражением Ерисановой: с одной стороны соответствует, с другой - усугубляет. От первой книжки Гавальды я тоже не была в восторге, но она хотя бы была не плоская и заставляла задуматься. А это, ребята, просто китч какой-то, хоть и сильно жизнеутверждающий. Из рецензии: «Просто вместе» и спустя год после издания шествует по планете, покоряя читательские сердца. Угу. Как бы вовремя увернуться.

ПС про Сорокина.

1. Из ЖЖ. Тут излагается теория, что все романы Сорокина можно разделить на три периода. Интересно и убедительно: правда, я ранние не читала, но теория мне нравится. И что в свете этого «Опричник» – худший его роман, и уж это совсем неубедительно, коли я от него в восторге.
2. Уловила и мэтра на несоответствии. «Писать вторую «Метель» я не буду и второго «Опричника» тоже.» Ага. А то «Сахарный Кремль» не есть второй «Опричник».
3. Но «Метель» все равно лучше всех.
Tags: аудиокниги, книги
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 124 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →