Пестренький (sova_f) wrote,
Пестренький
sova_f

Category:

Чтиво номер 27: Лена Элтанг, Джонатан Сафран Фоер, Алексей Иванов, Борис Акунин, Анна Исакова

Мою новую любовь зовут Лена Элтанг. (Да, слышишь, дорогая Ленка, которая shewolf20 – я наконец-то прочла «Побег куманики»!). «Перед нами лучший, на мой взгляд, русский роман за последние несколько лет. Причудливая смесь европейского криптодетектива (в традиции не столько Дэна Брауна, сколько Умберто Эко и Борхеса, но и не без Фаулза) с отечественным блаженством нищих духом, которое восходит, разумеется, к Достоевскому. К князю Мышкину.» В. Топоров – главный питерский критик-скандалист – иногда гонит полную и произвольную хрень, а на этот раз выступил по делу. Правда, подробно пересказывает сюжет книги – не думаю, что нам это надо. А вот приведу-ка я тут милый моему сердцу абзац, где Топоров хвалит лично нас с Ленкой (другие фанаты мне пока неизвестны). «...Потому что число людей, способных залюбоваться – вариант: насладиться – причудливо макаронистической (в духе англоязычного Набокова) и изысканно эллиптичной словесной вязью, представляющей собой ткань – да и суть – этого выдающегося литературного произведения, не столько исчезающе мало, сколько уменьшается с каждым днем, с каждым месяцем и годом». Во как! А еще под конец книги оказывается ... что дневник главного героя книги можно найти в ЖЖ: http://users.livejournal.com/_moses/. Так что можно продлить удовольствие, узнать неизвестные подробности из жизни Мо – и в списках френдов находить этих... которые исчезают.

Остальному сегодняшнему с «Побегом куманики» тягаться трудно. Джонатан Сафран Фоер, чьим вторым романом («Жутко громко и запредельно близко») я восторгалась год назад, разочаровал с первым («Полная иллюминация»). Не то чтоб я к этому не была готова. Я б и читать книгу не стала после фильма, но тут попалась аудиокнига, на нее времени не так жалко. Мне говорили, что роман гораздо лучше и глубже фильма, и это действительно так. Но, видимо, неподъемную тему Катастрофы поднять гораздо сложнее, чем неподъемную тему 11 сентября. В книге, в отличие от кино, есть объемная и подробная вторая линия – истории еврейского местечка. И вот она-то мне, что интересно, не понравилась. А линия совеременности (которая в фильме) как раз доставила большое удовольствие. Переводчик там творит чудеса, переводя непереводимое, и юмор замечательный. А в теме еврейского местечка как-то слишком много всего наворочено, много несообразностей – наверняка намеренных и осознанных, но и они все же мешают, и стыковка между двумя пластами не вполне хороша. И слишком много повторов в обеих линиях. Я конечно понимаю, что стиль и все такое, но все же перебор. И только если вы вспомните, что книгу написал 25-летний юнец, то наверняка скажете «ой» и заберете все ваши претензии обратно.

Похожая ситуация – с Алексеем Ивановым и его «Общагой-на-Крови». Тут автору даже не 25 лет, а вообще 23! Вундеркинд. Топоров, кстати, зря возвел Лену Элтанг к Достоевскому, а ее героя к князю Мышкину, лично у меня ни малейшей такой ассоциации не сложилось. Вот «Общага»– это да, достоевщиной разит за версту. И надрыв тут, и чернуха, и унижение паче гордости, и какие-то бесконечные высокопарные разглагольствования о Боге и о смысле жизни, существующие как бы отдельно от героев, которые их зачитывают. То есть, может кому это все нравится – а мне так категорически нет. Но в то же время – совершенно замечательный язык, пророчащий будущего великого мастера, и образность, умеющая виртуозно остановить мгновение, и правда жизни (таки ее там много), и искусная композиция (мы заранее знаем, что один из героев покончит с собой, но не знаем, кто именно), и яркая концовка, примиряющая с прочими несообразностями. В целом мой вердикт: не читать. А если читать – то либо сугубым фанатам А. Иванова (чтоб понять, откуда вырос большой мастер), либо бывшим жителям общаг – поностальгировать за молодость. Кому утереть слезу, что прошла, – кому порадоваться, что больше не вернется.

«Весь мир театр» Акунина. Ах, как хорошо начиналось! Так увлекательно было в начале романа заглянуть за театральные кулисы, узнавать о принципах и секретах сценических амплуа, знакомиться с персонажами... Но увы! начали за здравие, кончили за упокой. Не прошло и трети книги, как оно размазалось, растеклось шалтаем-болтаем и обратно уже собраться не смогло. Грустно, что нам показывают Фандорина в роли идиота, и зачем? ведь с привычным нам образом совсем не вяжется. Идиотов на свете хватает, а Эраст Петрович, видит бог, не заслужил! И вот тянется бесконечно эта жвачка любовных страданий, и герои резво бегают вокруг стола и не могут друг друга догнать. Причем долго очень бегают... Отдельный бонус аудиокниги: чудак на букву «м» – с позволения сказать, диктор – не произносит некоторые буквы русскаго языка. Ну, типа «публика заполнЯт зал» или «актриса игрАт роль». Сначала это раздражало, потом, когда книга перестала восприниматься всерьез, стало веселить. К книжке в бумажном варианте (валялась у нас дома некоторое время) прилагалась фандоринская пьеса «Две кометы в беззвездном небе». Левка говорит, что вроде ничего так, но с меня и остального хватило.

Роман «Ах, эта черная луна» мы стали слушать по старой ностальгической памяти и из любопытства – помня Анну Исакову как блестящую журналистку газеты «Вести». Думаем, послушаем немного и бросим, если что. А книга оказалась неожиданно увлекательной и хорошо написанной. Сначала хочется поставить автору на вид, что негоже так откровенно манипулировать героями, двигая их как фигуры на шахматной доске. Однако скоро понимаешь, что так и задумано – иначе не втиснуть целые человеческие жизни и поколения в эпопею. В общем, крепкая такая четверочка. Кому попадется, прочтите, или еще лучше – послушайте: хоть и тетечка читает, а вполне себе слушабельно.

На сегодня с книжками у меня все, а надолго не прощаюсь: скоро еще штук пять-шесть наберется.
Tags: аудиокниги, книги
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 99 comments