Пестренький (sova_f) wrote,
Пестренький
sova_f

Category:

Чтиво номер 24: Павел Крусанов, Алексей Иванов, бр. Стругацкие, Терри Пратчетт, Андерс Бодельсен

«Укус ангела» Павла Крусанова - замысловатая штуковина, без поллитры не разберешься. Давно хотела прочесть, но только сейчас руки дошли. Автор – большой мастер: мощный демиург, великолепный стилист, мастерством прозы не уступающий Славниковой или Иванову. Разница в том, что там я отождествляюсь и всей душой сочувствую героям (или автору), живу книгой в процессе ее прочтения - здесь же царит стерильность операционной и прохлада холодильника. Читала по три страницы перед сном, после чего оный наступал незамедлительно. Проснувшись на 13-й главе (там, где про геологов из управления Бонда), обнаружила, что автор обладает незаурядным чувством юмора, которое ранее удачно скрывал. Захлопываешь книгу с чувством легкого недоумения и омерзения – впрочем, как и читаешь. Поскольку «Укус ангела» считается лучшей вещью Крусанова, от остальных, пожалуй, воздержусь. Но кому должно понравиться - это любителям альтернативной истории: под впечатлением пространственно-временных аберраций, сооруженных автором, известный академик нервно курит в сторонке.

«Золото бунта» - третья прочитанная (прослушанная) нами книга Алексея Иванова. После «Географа» и «Сердца Пармы» ужасно боялись разочароваться. Обошлось. Помню это ощущение дежавю и возвращения праздника при погружении в густую, красочную прозу Иванова. Кажется, что вот-вот возникнет князь Михаил с его безумной Тичерть, и его заклятый враг Асыка, и воевода Полюд, и прочие вогулы, пермяки, татары... Однако из всех этих появляются только вогулы, и то в минимальном количестве. Герои другие, времена другие, но мастерство и стиль те же: не глобус, не пропьешь. Какие-то моменты (Веденей с его сатаненышем, проход через мление, визит Пугачева, Еленкины песни) – это просто высший класс. Не понравилась, однако, концовка: слишком сахарная и как-то не слишком оправданная после того, как наш положительный герой, не моргнув глазом, сгубил дюжину хороших людей, доверившихся и поверивших ему. Или может я чего не поняла в раскладе романа. Три рецензии: тут про уральского терминатора и про место писателя Алексея Иванова в современной российской прозе (если вам еще не надоело). Тут забавно про Иванова и Толкиена. А эта мне понравилась из-за слов "пелтасты", "гоплиты" и "внеризомный дискурс".

Как ранее «Улитку», с огромным удовольствием переслушала «Жука в муравейнике» (читала в глубоком детстве и конкретно забыла все, кроме стишка про зверей и имени главного героя). Ну что говорить: Стругацкие большие мастера – и литературы, и фантастики. В «Улитке» больше литературы, здесь – фантастики, но все равно замечательно. На этот раз меня как-то особенно поразила "битва железных старцев" и мастерски выписанный образ старикашки Бромберга – одного из этих несносных ультралевых маргиналов, которые однако совершенно необходимы для нормального функционирования общества. В русской википедии – длиннющая статья, пересказывающая роман в таких подробностях, что можно уже и не читать. Самое интересное там – действительно под рубрикой "Интересные факты". Во-первых, когда Стругацкие придумывали историю о болезни обитателей Надежды, они не подозревали о существовании болезни прогерии в реальности. Во-вторых, авторы разъясняют идею романа: «Мы писали трагическую историю о том, что даже в самом светлом, самом добром и самом справедливом мире появление тайной полиции (любого вида, типа, жанра) неизбежно приводит к тому, что страдают и умирают ни в чем не повинные люди, – какими благородными ни были бы цели этой тайной полиции и какими бы честными, порядочнейшими и благородными сотрудниками ни была эта полиция укомплектована». Если это идея, то ее плохо до меня донесли: я совершенно не поняла, что Сикорски перестраховался, и никак не была уверена, что при встрече Абалкина с саркофагом не случилось бы ничего страшного. А может это не я тупая, а просто еще одно доказательство, что большая литература не повинуется своим авторам, развиваясь по своим собственным законам.

«К оружию! К оружию!» Терри Пратчетта – вторая книга из подцикла о Ночной Страже и четвертая из прослушанных нами. И пожалуй, на данный момент самая любимая (а прочитаны «Цвет волшебства», «Вещие сестрички» и «Стража! Стража!»). Удивительно: начитана любителями, но совершенно профессионально – и даже лучше иных профессионалов. И правильно: любители достойны своего кумира. Но Пратчетт... какое все же у него чувство юмора. Понятно, что мое (иначе б не хвалила), но даже со мной он манипулирует на грани: еще пару-тройку недоговорок – и даже я, его в доску читатель - не пойму. И как блестяще выписаны образы. И как под хихоньки-хахоньки и под маскарадом фэнтэзийного балагана автор проводит идеи высочайшего гуманизма. Нет, это такое счастье, что Пратчетт так много написал и у меня все впереди. И такое несчастье, что он тяжело болен...

Левка подсунул детективчик (триллерчик?) датского писателя Андерса Бодельсена, называется «Задумай число». Написано живо, начитано хорошо (Н. Козий), слушается с интересом, под наматывание кругов в борьбе с лишним весом идет на ура, а глазками читать не стала бы – столько всего лежит нечитанного, хоть караул кричи.
Tags: аудиокниги, книги
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 115 comments