Пестренький (sova_f) wrote,
Пестренький
sova_f

Category:

Чтиво номер 23: Владимир Сорокин, Ольга Славникова, Дж. М. Кутзее, Гаррос-Евдокимов, Эрленд Лу

«День опричника» Владимира Сорокина — это уж точно из серии «открыла Америку». Честно говоря, это первая для меня книга Сорокина, не считая рассказа «Авалон» (оценила, но не полюбила) и «Голубого сала», за которое взялась, но бросила при появлении первых признаков тошноты. Но эта вещь - она ведь просто гениальна: и лицо, и одежда, и душа, и мысли что язык, что стилистика, что подтекст и подспудные идеи. И аудиокнига дивно начитана, и музыка подобрана отменно - прям целая радиопостановка в лучшем смысле этого слова. Еще про композицию повести забыла: финальная банька как кульминация дня — это вообще экстаз. То есть получается, что не в каждом произведении писателя Сорокина нелюбимый мною "натурализьм", а совсем наоборот? Обязательно прочту «Сахарный Кремль», который вроде продолжение, и «Норму», с которой советуют начинать. По той же ссылке — краткое содержание, кому надо. Меня давно уже изумляют посты типа «читаю по-английски, потому что по-русски нечего». Смотрят в упор на большую русскую литературу и не видят.

Обожаемая Ольга Славникова (как представительница оной) немного, правда, снизила градус, хотя и тут не преминула удивить. «Любовь в седьмом вагоне» - рассказы, написанные по заказу глянцевого журнала, и искуственно связанные одной (железнодорожной) тематикой. Славникова справилась с "заказом", обыграв на сто очков заданный ей формат на его же поле и превратив "глянцевые" истории в достаточно серьезную прозу. Ага, мне рассказы понравились все, кроме двух — высокий процент для нелюбимого мною жанра. В журнале «Знамя» на одной страничке опубликованы две рецензии: Дмитрия Володихина (не понравилась) и Евгении Вежлян (понравилась очень). И эта тоже неплохая рецензия - держите до кучи. В прошлом посте про ОС я давала ссылку на замечательное интервью, вот еще одно, не менее интересное. Тут в центре внимания судьбы толстых литературных журналов и их читателей, отбор и воспитание литературного молодняка (этим ОС зарабатывает на жизнь). В интервью называются несколько имен, которые можно намотать на ус. А вообще-то она большая умница, талантище и удивительная женщина.

Продолжая тему новых-молодых-многообещающих: Гаррос-Евдокимов, «Серая слизь». Ну и что что не такие уж и новые, четыре книги успели написать, пока я до них добралась, ну тормоз я. Между прочим, выловились эти имена (имя, если угодно) из аналогичной (в смысле писатель о коллегах) статьи Быкова о современной литературе, тоже небезынтересно ознакомиться. Ну что вам сказать про роман? Авторы безусловно талантливы, умны и близки мне по духу. Даже их 24-летний герой, ментально зрелый не по возрасту, местами тоже. Однако наплетено, нагорожено, напутано в детективно-смысловой линии выше крыши, а развязка в конце малоубедительная. Мне кажется, что мы с Левкой худо-бедно разобрались в том, что там реально произошло, но не уверена, что другие читатели пришли к тому же выводу, и про самих авторов тоже не уверена. Одно могу сказать: поскольку запутывали читателя они вдвоем — так и слушать-читать желательно группой, а то силы неравные. Держите хорошую рецензию (игнорируя ужимки и прыжки в ее начале). А вот что сами авторы говорят про себя: "То, что мы пытаемся делать — литература, говорящая о серьезных проблемах увлекательно и с использованием жанровых средств (в первую очередь, триллера, поскольку и сами мы как потребители кино и книг питаем к триллеру слабость)... Своими «соседями» мы можем назвать, опять же, очень разных авторов: Дмитрия Быкова – с одной стороны, Алексея Иванова — с другой, даже Ольгу Славникову (модели «2017») — с какой-то еще третьей…" Оно конечно, губа у авторов не дура и вкус имеет место быть. Однако «Серая слизь» до этого уровня не дотягивает (слишком серая), но потенциал у авторов большой, и не исключено, что он уже реализовался во всей красе в других произведениях (например, «Чучхе» очень хвалят, наверное попробую ее).

«Бесчестье» считается самым лучшим и знаменитым романом южноафриканского писателя Дж. М. Кутзее, и тут я снова тормоз, что только сейчас до него добралась. Однако тут буду оригинальна и пойду поперек всеобщего восторга. Честно говоря, мы с Левкой страшно скучали, слушая эту аудиокнигу (а я еще и приговаривала, что хорошему писателю Нобелевку и двух Букеров не дадут). Роман про чужую жизнь, чужие желания и чужие проблемы, написанный чужим, скучным и бесцветным языком. При том, что во многих местах читателя держат за идиота и повторяют трижды то, о чем он уже давно догадался, в других местах и после трех повторений непонятно, чего хотят автор и персонажи. И только одолев книгу (диск) и отставив ее (его) в сторону, понимаешь, что приобщился к незаурядному произведению, честному и страшному в своей неполиткорректности — хотя все еще чужому. "Внятный сюжет, простой язык (это да, несложный - Н.М.). Но в какой-то момент сквозь незатейливую историю про интрижку преподавателя со студенткой прорастает книга, по своей остроте сопоставимая с библейской книгой Иова" (по ссылке — подробная рецензия). Еще много рецензий, и все хвалебные - еще бы, нобелевский лауреат. Причем каждый рецензент трактует мысли и идеи романа совершенно по-своему. Лев Данилкин: "Кутзее демонстрирует нам великое искусство романа - романа как стихотворения, с огромным количеством смысловых рифм, композиционных разветвлений и сводов; чудо архитектуры. Да чего уж там ходить вокруг да около: "Бесчестье" - очередной роман-собор. Давно уж я не пользовался этой нехитрой метафорой." Так что вы читайте, вам зачтется. Особенно если любите Достоевского Федор-Михалыча.

Теперь уже мне немного стыдно сказать, от чего я тащилась, утомившись от Дж. М. Кутзее. «Грузовики Вольво» Эрленда Лу. Читать только после «Допплера», иначе ничего не поймешь. «Допплер» - моя любимая и лучшая, я считаю, книга Лу (а вовсе не «Наивно. Супер», как почему-то принято считать). «Грузовики» по сравнению с «Допплером» - пустячок, безделушка, игрушка (включая игры автора с читателем и самим собой), но разумеется, не пустышка, а то чего бы мы этого автора так любили. Из Москвы привезла новенького Лу, называется «Мулей». Говорят, что одна из лучших книг Лу, не хуже "Наивно. Супер" - вот и не пойму, хорошо это или плохо.

ПС Про Южную Африку: надо было до прочтения книги это увидеть, отчетливей бы воспринимался весь ужас происходящего в стране.

ПСС Убойная рецензия на "Грузовики" с последующей дискуссией. Тут утверждается, что норвежские нелепости - не для русского человека, "Допплер" - самая неудачная книга писателя, а сам он недалекий и наивный, зато очень добрый. Хорошо!
Tags: аудиокниги, книги
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Зимой на юг. Часть 4. Мамшит

    Начало: 1, 2, 3 По дороге домой заезжаем в национальный парк Мамшит, по которому Таня нам подготовила экскурсию. Дорога благовоний – торговый…

  • Французская песня 1970-1980 годов. Рено, часть 1

    Как дерево в городе – Максим Ле Форестье – Жюльен Клер ( 1, 2) – Ив Симон – Мишель Сарду – Ив Дютей – Жак Ижлен – Вероник Сансон – Бернар…

  • Дыбр

    1. Говорят, мы победили ковид вакцинацией в одной отдельно взятой маленькой стране? Сам великий Блумберг поставил нас на пятое место в своем The…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 86 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Recent Posts from This Journal

  • Зимой на юг. Часть 4. Мамшит

    Начало: 1, 2, 3 По дороге домой заезжаем в национальный парк Мамшит, по которому Таня нам подготовила экскурсию. Дорога благовоний – торговый…

  • Французская песня 1970-1980 годов. Рено, часть 1

    Как дерево в городе – Максим Ле Форестье – Жюльен Клер ( 1, 2) – Ив Симон – Мишель Сарду – Ив Дютей – Жак Ижлен – Вероник Сансон – Бернар…

  • Дыбр

    1. Говорят, мы победили ковид вакцинацией в одной отдельно взятой маленькой стране? Сам великий Блумберг поставил нас на пятое место в своем The…