Пестренький (sova_f) wrote,
Пестренький
sova_f

Французская песня 1950-1960 годов. Серж Реджани

Архивы для скачивания: 1, 2, 3 (см. в конце примечание №1).

Аристид БрюанЖюльетт ГрекоМулуджи Серж Реджани – Жорж Брассенс – Жак Брель – Лео Ферре – Жан Ферра – Борис Виан – Ги Беар – Шарль Азнавур – Барбара – Клод Нугаро – Серж Лама – Мирей Матье – Серж Генсбур

В принципе, репертуар «великих исполнителей» (о которых мы продолжаем разговор) можно отнести к двум различным типам: «песни золотого фонда» и песни, написанные специально для них. И часто личность, индивидуальность этих исполнителей настолько сильна, что создается полное впечатление, будто все это они написали сами. Наверное, не будет преувеличением утверждать, что наиболее яркий исполнитель песен этого второго типа – Серж Реджани.

Serge Reggiani (1922 – 2004)


Серж (Сержио) Реджани родился на севере Италии в 1922 году, в семье итальянца-антифашиста. Ему было около семи лет, когда семья иммигрировала во Францию, бежав от Муссолини. Детство его не было столь примечательным, как в случае Мулуджи – так что мы, пожалуй, сразу перейдем к карьере.

Начав с театра, Реджани вскоре пришел в кинематограф, сразу заявив о себе как о значительной фигуре. Он снимался у нескольких поколений режиссеров, в том числе выдающихся, и в общей сложности снялся в более чем 80 картинах. Среди самых известных фильмов – «Золотая каска» (1952), «Мари-Октябрь» (1959), «Леопард» (1963), «Искателей приключений» (1967, культовый в СССР), «Армия теней» (1969), «Венсан, Франсуа, Поль и другие» (1974, на снимке внизу – Серж Реджани в роли Поля), «Терраса» (1980), «След гигантов» (1979)... можно долго еще перечислять, но оставим этот материал для другой статьи, так как в данном случае наша цель – совсем не кинематограф.

Поразительно, что ни один рассказ о французском певце 1950-1960-х годов не обходится без имени великого открывателя талантов Жака Канетти. Встретившись с Реджани в 1963 году в доме Ива Монтана и Симоны Синьоре, он предложил Сержу попробовать себя в песне. Не колеблясь, тот выбирает для исполнения песни популярного тогда Бориса Виана – и в 1964 году выходит альбом «Serge Reggiani chante Boris Vian». В сорок три года известный актер театра и кино Серж Реджани начинает новую карьеру.

Альбом пользуется успехом. Оценив Реджани-актера, французская публика потихоньку начинает впечатляться Реджани-певцом. В 1967 году Реджани выпускает второй альбом, в котором уже многие песни написаны специально для него.

Главная песня альбома «Les loups sont entrés dans Paris» написана Луи Бессьером на стихи Альбера Видали. Давайте ее послушаем – а вы обязательно посмотрите два видео, на которые я даю ссылку в песенном посте, под традиционной коричневой кнопкой.

Serge Reggiani - Les loups sont entrés dans Paris (1967) Волки вошли в Париж

Paroles: Albert Vidalie
Мusique: Louis Bessières

Наверное, я все-таки захочу тут немного пожаловаться. Привыкнув писать подстрочники к песням Брассенса, Бреля и других поэтов подобного масштаба, я, как оказалось, затрудняюсь переводить «просто песенников» – в данном случае, авторов, писавших для Реджани. То там, то здесь – какие-то мелкие неточности и нелогичности. Почему Эльвире разрешают смеяться, когда волки уже практически в Париже? Каким образом чудесное обретение любви и братства способствовало изгнанию волков? Но в том-то, наверное, и заключается магия песни как искусства, что шероховатости текста затушевываются благодаря музыке и артистическому таланту исполнителя. Который в данном случае пригвождает слушателя к креслу и заставляет не без содрогания внимать этой аллегории реальной истории. Более того, сам Реджани говорил, что эта песня убивает остальной репертуар и ее нельзя петь в середине концерта. Что я хорошо могу понять.

Еще одна великая песня – «Ma liberté». Ее автор, недавно ушедший от нас Жорж Мустаки (1934 – 2013) – сам по себе очень известный певец и автор (именно он, кстати, написал знаменитого «Милорда» для Пиаф), и эту песню тоже поет сам. Но если я всегда предпочитаю песни в авторском исполнении, то Реджани – один из немногих, ради кого я делаю исключение.

Serge Reggiani - Ma liberté (1967) Моя свобода

Paroles et musique: Georges Moustaki



Реджани взял из репертуара Мустаки несколько прекрасных песен, и интересно заметить, что три из них построены по одному и тому же принципу персонификации абстрактных понятий: в данном случае свобода, одиночество и ностальгия. И все три – шедевры. Одну мы сейчас слышали, а вот две другие:

Ma solitude (поют Мустаки и Реджани вместе – не live, но почти)


Мadame Nostalgie


Кстати, ностальгия – одна из тем, исключительно любимых Реджани, и следующая наша песня – тоже на эту тему. Я очень люблю ее с детства, но так получилось, что давно не слушала и почти забыла. А сейчас вот услышала, поняла, как соскучилась, и мне непременно захотелось ее перевести. Автор песни Анри Гуго сначала пел эту песню сам (до того как оставить песенный жанр и обратиться к другим занятиям), потом ее исполнял Марк Ожре. Однако в историю, как и многие другие, эта песня вошла в версии Сержа Реджани.

Serge Reggiani - Paris ma rose (1967) Париж мой розовый

Paroles et musique: Henri Gougaud

Второй альбом приносит Реджани небывалую популярность. Его манеру пения – даже не столько пения, сколько разговора со слушателями, выразительность голоса, красивый тембр баритона, качество репертуара – все это публика оценила по достоинству.

«Публика полюбила его морщины, его шрамы, его затаенную боль, – писал критик Люсьен Риу. – Сержу Реджани удалась труднейшая задача восстановления связи поколений: благодаря его песням двадцатилетние ребята открывают, что поколение их родителей достойно уважения и любви». Да-да! Интересен именно вот этот феномен неожиданной любви молодежи к певцу, годившемуся ей в отцы. Но факты налицо: к примеру, во время бунтов 68-го года студенты-медики требуют, чтоб Реджани непременно пел у них на факультете. А в марте 1968 года наблюдается диковинная статистика: песни Реджани проигрываются в музыкальных автоматах не реже, чем модный в те времена Moody Blues. Не знаю, благодаря каким таким чарам молодежь приняла певца так безоговорочно и на ура. Возможно, не последней причиной оказался Борис Виан, которого она боготворила... но в общем никто так и не смог понять, каким образом вот так одномоментно Реджани сделался звездой в сорок пять лет.

В 1970-х годах Реджани много выступает и еще более активно записывается на диски. Для него пишут лучшие паролье и композиторы. «Серж Реджани поет о проблемах, сомнениях и ностальгиях человека зрелого возраста, - писал критик Паскаль Севран, - он поет о любви, о дружбе, об одиночестве – но, даже если эти темы и можно назвать избитыми, он их трактует бережно и иронично. У Реджани безупречный вкус в отборе текстов репертуара. Это настоящий артист, который великолепно держится на сцене, и если сцене он явно предпочитает записи на пластинки, то лишь потому, что ему недостаточно того, что его просто слышат. Он из тех, кого слушают».

В прошлый раз нам удалось не поговорить о женах Мулуджи – и то была большая удача, в отличие от поста, посвященного Жюльетт Греко, где половина комментов была про мужей. Рассказ о Реджани без семейной хроники увы – никак. Жен у него было три, все актрисы. С первой женой (Janine Darcey) у него было двое детей – Стефан и Карин, и оба унаследовали отцовский талант: исполняли и даже писали песни. Со второй (Annie Noël) детей было трое – Селия, Симон и Мария. Младшие дети тоже пошли в искусство: Селия – пианистка, Симон – кинорежиссер, Мария – монтажер. И даже внук Реджани Никола, сын Стефана – тоже стал певцом и исполнял репертуар своего отца. С третьей женой (Noëlle Adam) детей не было – впрочем, и жить они стали вместе, когда обоим было под пятьдесят.

В конце 1970-х годов Реджани выступает в совместных концертах со Стефаном, затем с Карин, иногда они выступают все втроем. Критики не слишком тепло приветствуют эти совместные концерты и сопутствующие альбомы. Среди прочего, они упрекают Сержа Реджани, что он невольно душит карьеру своих детей.

В 1980 году семью Реджани постигает жестокая трагедия: в возрасте тридцати пяти лет Стефан кончает жизнь самоубийством. Развод с первой женой, неудачный второй брак, зашедшая в тупик карьера (за несколько лет – ни одного альбома) – кто знает, что послужило причиной этому ужасному решению? Скорее всего, все вместе...

Серж Реджани, потрясенный и убитый этим событием, чуть ли не совсем забрасывает песню и погружается в депрессию и алкоголь. Друзья пытаются его вытащить, какие-то альбомы все же выходят (в основном, в начале 80-х), но немного.

В 1988 году, после четырех лет молчания, Реджани выпускает новый оригинальный альбом, «Reggiani 89». Удивителен выбор «украшающей» его фотографии. В 67 лет, несмотря на улыбочку (или благодаря ей?), Реджани выглядит жалким стариком... а посмотрите ниже, какая шикарная фотография на обложке «Reggiani 95», хотя моложе он за это время не сделался.

Тем не менее альбом великолепен. Я вообще его считаю лучшим из всех – и как альбом-концепт, и просто как набор из десяти песен. Название каждой песни (кроме одной) – имя. Либо исторического персонажа, либо деятеля искусств, либо члена семьи. Автор всех текстов – Клод Лемель, а персонажи следующие:

1. Pablo – Пабло Пикассо
2. Charlie – Чарли Чаплин
3. Adèle – Адель Гюго
4. Jean-Baptiste – Жан-Батист Мольер
5. Camille – Камилла Клодель
6. Noëlle – Ноэль Адам, спутница и впоследствии жена Реджани. Они были вместе на протяжении тридцати лет и поженились за год до его смерти.
7. Maximilien – Максимилиан Робеспьер
8. Michèle – подруга и жена Жозефа Кесселя
9. Serge – можно не объяснять. Песня ценна тем, что в ней Реджани рассказывает свою биографию (а так мне нравится меньше других).
10. Les petits destins – заключительная песня, «Маленькие судьбы».

Самые любимые мои песни – Pablo, Charlie, Michèle, Noëlle и Les petits destins. Я долго колебалась между «Ноэль» и «Чарли» – какую из них перевести. Остановилась на «Чарли», текст при ближайшем рассмотрении понравился больше. Что же касается «детей Чаплина», с которых начинается песня, то любопытно отметить, что первый муж Ноэль Сидней Чаплин – таки приходится Чарли натуральным сыном.

Serge Reggiani - Charlie (1988) Чарли

Paroles: Claude Lemesle
Musique: Christian Piget

Вторая песня с этого альбома, которую я предлагаю вашему вниманию – не из самых моих любимых. Просто так получилось, что я сильно впечталилась постами двух моих любимых друзей (здесь и здесь) и мне захотелось перевести песню про Камиллу Роден. В процессе перевода я обнаружила многовато (для себя) пафоса и вычурности (того, что я называю «Друг Аркадий, не говори красиво»). Но перевела – так пускай уж будет тут. Опять же, повторю сказанное по поводу «Волков»: в песне простительно многое, что непростительно в поэзии.

Serge Reggiani - Camille (1988) Камилла

Paroles: Claude Lemesle
Musique: Alain Goraguer

С наступлением 1990-х годов Реджани выходит из того ужасного состояния, в котором пребывал в 1980-х. Говорят, что не последнюю роль в этом сыграл его сын Симон, ставший кинорежиссером и предложивший отцу главную роль в фильме «De force avec d'autres» (1991). Не исключено, что помогло и новое увлечение Сержа – живопись. Интересное совпадение, объединяющее двух выбранных мною «великих исполнителей»: оба начали с кино, продолжили песней и прославились в ней... и затем, параллельно с песней, обратились к живописи. В живописи Серж Реджани видит продолжение песенного творчества и даже дает названия своих песен некоторым полотнам.


Еще в 1991 году, ввиду серьезных проблем со здоровьем, он перестает пить, вновь обретает вкус к жизни и относится к своему возрасту с оптимизмом, если не энтузиазмом – причудливым образом замешанном на обсессивном страхе перед немощной старостью и смертью. «Le temps qui reste» («Время, которое мне осталось»), «Ma derniere volonte» («Моя последняя воля»), «Viellesse» («Старость»), «Il faut vivre» ( «Надо жить») – одни названия песен говорят сами за себя. Каждые два года он выпускает по альбому. Два альбома так и называются по годам выпуска: «Reggiani 91» и «Reggiani 95», а тот, что посередине (в 1993 году), называется «70 balais» («70 лет»).


В 1995 году Серж Реджани утверждает, что давно уже себя не чувствовал в такой хорошей форме. В сентябре он поет в Олимпии и каждый вечер после концерта, состоящего из 33 песен, любящая и восторженная публика осыпает его овациями. Надо при этом заметить, что поздние песни Реджани действительно хороши, без всякой скидки на возраст. Они в целом не хуже, чем то, что он пел в сорок и в пятьдесят лет. И даже в 1999 году он выпускает новый альбом, но здоровье ему уже не позволяет давать концерты...

Серж Реджани ушел из жизни 23 июля 2004 года, в возрасте 82 лет. «Талантливый и многогранный артист, – писали журналисты, – Серж Реджани оставил нам свои песни, где соседствуют бок о бок нежность, боль и юмор – и несмотря на то, что он не написал ни одной из исполняемых им песен, он останется в истории как одна из главных фигур французской песни ХХ века.»

Тут мне надо поставить какую-то песню в заключение – и по логике вещей это должна быть одна из вышеупомянутых песен последних лет, воспевающих неистовую жажду жизни. Но что-то мешает мне это сделать... не буду копать, что именно – а просто поставлю песню совсем другую. Достаточно известную, но включаемую не во все антологии. Я не знала ее раньше. Слушала всего доступного мне Реджани, чтоб проверить, не упустила ли чего – и эта незнакомая песня просто ударила меня током – по мозгам, по чувствам, по печенке. Силой отчаяния, бессилием перед лицом несправедливости, эмоциональным накалом. К тому же с ней связана детективная история, до сих пор не разгаданная мной до конца. Историю читайте в Примечании 4 – а песня, я думаю, будет достойным завершением этой главы.

Serge Reggiani - Villejuif (1973) Вильжюиф

Paroles: Silvain Lebel
Musique: Alice Dona

Боюсь, что в этом единственном посте мне не удалось отразить все разнообразие тем и стилей творчества Реджани. За песни Бориса Виана я спокойна, они еще будут в посвященной ему главе, а вот остального – не объять. Песни Реджани очень разные по тематике, но если поискать главные темы – то это наверное сама жизнь, как она есть: любовь, семья, одиночество, ностальгия, утраты, старение... Думаю, что именно за это его так любили французы. Для Реджани писали самые разные паролье, но я совершенно уверена, что он не брал готовые стихи, а заказывал их по своему вкусу – иначе не было бы такого ощущения цельности от его творчества. И кстати, я воспользуюсь этим постом, чтобы сказать спасибо всем невидимым творцам, пищущим для других исполнителей – тем, что остались за сценой и чьи имена можно с трудом отыскать даже в нашу эпоху лозунгов «найдется все» и ему подобных. Я начала было перечислять тех, кто писал для Реджани – но их оказалось так много, что я решила оставить это занятие, чтоб никого не пропустить и не обидеть.

Помимо залитого мной архива Сержа Реджани, поищите в сети более полные его компиляции (они легко находятся), послушайте. Может, что-то покажется немного банальным, что-то сентиментальным – но в общем все вместе оно производит могучее впечатление.

Итак, мы с вами слышали одного «шансонье» и троих великих исполнителей. Мне жаль, что я ограничена временем и не могу написать о многих других – но увы. Теперь у нас – за исключением некоего «сюрприза» (и то, если не передумаю) в программе только авторы. И начнем мы, естественным образом, с «троих великих».

© sova_f Наталия Меерович

Примечания

1. Три архива (на которые ссылка в начале поста) устроены так. В начале первого архива идут (пронумерованные) шесть песен, которые мы слушаем в посте, а после них – альбом «Reggiani 89». Во втором архиве – первые два из трех CD сборника «Les 50 Plus Belles Chansons de Serge Reggiani». В третьем – третий CD, и к нему я добавила еще несколько песен, не вошедших в этот сборник.

2. Израильтянам наверняка известно, что песню «Ma liberté» (в переводе Йорама Тахарлева, практически не уступающем оригиналу) поют Хава Альберштейн и Йоси Банай – оба большие знатоки и любители французской песни. Один из моих новых френдов посвятил ей специальный пост. Подстрочники наши я даже сравнивать не стала, пускай живут параллельной жизнью.

3. Обратите внимание на версию самого Анри Гуго в посте с песней «Paris ma rose». Он поет еще один куплет, из каких-то соображений опущенный Реджани. Какие разные исполнения – и кстати, какой удивительный у него голос.

4. Так вот. Потрясенная звучанием песни «Villejuif», я немедленно полезла искать слова. Нашла, но почему-то без одного куплета, исключительно важного для понимания песни. Десяток копий этой версии – и ни в одной нет того опущенного куплета, довольно четко поясняющего, что речь идет о репрессивной психиатрии. Вбив в поисковик текст этого куплета, мне таки удалось обнаружить полный текст в одном-единственном месте на сети. Где? Нет, вы все равно не угадаете: в журнале, посвященном альтернативной психиатрии! И тамошние редакторы как раз задаются вопросом, не намеренно ли выкинут тот куплет (и заодно Греция тупо заменена Брестом), чтоб затушевать политические коннотации. Паранойя? Может быть, куплет просто выпал по ошибке, а остальные растиражировали оригинал, не думая. И что же, так никто и не заметил? Но с другой стороны, что песня, в ее полном варианте, имела в виду? Что репрессивная психиатрия существует не только в режиме диктатур, как хотелось бы думать, но и в «демократической Франции»? За какую красивую жизнь сражался герой песни? Надеюсь, что кто-нибудь умный разъяснит мне эти загадки.
Tags: 50-60, Серж Реджани, лекции, французская песня
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 119 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →